"СЕКТОР ГАЗА" - "ТРИБЬЮТ"

Gala Records. Релиз диска состоялся в октябре.
Если бы Юрий "Хой" Клинских был жив, мы бы до сих пор хаяли его творчество. Но лидер "Сектора Газа" уже пять лет как умер, и рецензент страдает над свежеизданным трибьютом, не зная, что делать: анализировать степень соответствия каверов "классическим" оригиналам или критиковать живых, решивших подзаработать на малопристойных песенках покойника. Видимо, не нужно ни того, ни другого. "Сектор Газа", не особо уважаемый в центре Москвы, пользовался бешеной популярностью в провинции, которая начиналась в ближнем Подмосковье, если не в рабочих районах столицы. Теперь, когда по понятным причинам группа не выпускает новых альбомов, отношение к ней подравнялось: провинция подзабыла старых кумиров (другие появились, не будем засорять текст их упоминанием), а Москва признала, что Хой был поэтом-самородком и, занимаясь в основном похабщиной, оставил нам и несколько достойных образцов песенного искусства.
В трибьюте, по идее, следовало поднять эти образцы на щит и дать им вторую жизнь. Но этого не произошло: Клинских оказался недостаточно статусной фигурой, чтобы его песни перепевал кто-то из топовых музыкантов. Самые известные имена в трек-листе — Вадим Степанцов, "Наив" да "Кирпичи". Все остальные — либо еще менее значительные панки, либо бывшие участники "Сектора Газа", в меру сил продолжающие дело Хоя. К выбору песен для перепевок тоже есть очень много вопросов. Признаться, я не слышал некоторые альбомы "Сектора", но и того, что до меня долетало, хватает, чтобы понять: ряд хитов Юрия Хоя-Клинских незаслуженно обойден вниманием трибьютмейкеров. В то же время здесь хватает невразумительных треков, например, инструментальная "Песенка" и прочие попытки представить музыку "Сектора Газа" в техно-обработках. Весьма странно оформлена обложка: никаких фотонамеков на Хоя на ней нет, зато изображены посторонние панки с ирокезами, которым, видимо, и адресуется данный диск. Юным панкам не стали говорить, что к панк-року музыка "Сектора Газа" всегда имела посредственное отношение — скорее это были дворовые песни, сыгранные громко и грязно в силу отсутствия у музыкантов инструментальных талантов.
Скромная фотография Хоя обнаруживается внутри буклетика. Тут надо сказать, что он удивительно соответствовал своим песням. Мордатый растрепанный разгильдяй с микрофоном чаще всего пел от первого лица — и фиг знает, про себя или про придуманного "лирического героя". Возможно, в этой неотличимости от своих персонажей и заключался секрет феномена "Сектора Газа". Нужно ли говорить, что никто из участников трибьюта не оказался столь же убедителен в исполнении песен Юрия Хоя? Максимально приблизился к его манере Вадим Степанцов — но это неудивительно, ведь "Бахыт-компот" давно культивирует хулиганский образ: хотя там разница между исполнителем и персонажем видна четко, Степанцов научился здорово перевоплощаться, что ему и помогло в перепевании "Страха" и "Сельского кайфа". Чача Иванов, наоборот, сделал из "Возле дома твоего" абсолютно "наивовскую" песню. Почти все остальные собственную индивидуальность проявляли очень осторожно, выступив на альбоме скорее в амплуа лабухов, ретранслирующих отдыхающему населению его любимые песни. Только бывший хоевский коллега Кущ сочинил по случаю в меру трогательное произведение "20 лет "Сектору Газа". Песен в исполнении Клинских в пластинку включать не стали, и это правильно — сравнение было бы не в пользу большинства перепевщиков. Не вошло в трибьют и ничего из "Кащея Бессмертного": видимо, не захотелось возиться с очисткой прав — а хоевской наглости в использовании мировых рок-хитов без спросу ни у кого из его последователей нет.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости