ПОХЬОНЕН И ГАНН УСТРОИЛИ СОВМЕСТНЫЙ РИТУАЛ

Проект дуэтов Киммо Похьонена и Трея Ганна KTU выступил в клубе "Б-2" в ночь с 3 на 4 ноября. Помимо двух лидеров — баяниста и басиста, - в квартете участвовали барабанщик Пат Мастелотто (коллега Ганна по TU) и электроперкуссионист, сэмплист и программист Самули Косминен из дуэта Похьонена Kluster.
Невзирая на недоступную для многих представителей целевой аудитории KTU цену на билеты (1.500 руб.), народу собралось довольно много. Интересно, что большинство слушателей пришло насладиться не искусством более известного и почитаемого в России Трея Ганна, а импровизациями финского баяниста Киммо Похьонена. В частности, послушать его творчество, которое и легло в основу музыки KTU, прибыли возвращавшиеся с тайваньских гастролей тувинцы "Хуун-Хуур-Ту", директор финской Värttina, музыканты петрозаводской Myllärit и другие представители направления world music. В концерте прозвучали композиции с вышедшего в начале этого года дебютного альбома "8 Armed Monkey" — близкие друг другу по форме (амбиентное, атмосферное вступление - вариации на тему - динамическое и фактурное нарастание - экстатическая кульминация) и даже родственные по мелодическому материалу, основанному на "камлании" Похьонена, — однако воспринимавшиеся абсолютно разнопланово. Причина этого как, несомненно, в опыте и одаренности музыкантов, так и в умении грамотно составить программу, построить единую линию, основанную на чередовании разнохарактерных вещей, следовавших без перерыва и объединенных атмосферными переходами. В музыкальном отношении творчество KTU представляет сплав европейской академической и фольклорной традиции с трудно дифференцируемыми внеевропейскими влияниями — от самого дальнего Севера до экваториальной Африки. Некоторые композиции-импровизации очень напоминали сольное творчество Похьонена, в частности, его хит "Keko". Неудачным в начале выступления оказался звук — гулкие басы "забивали" баян, но примерно на третьей-четвертой композиции звучание выровнялось, бас стал рельефнее, а "гармонь" слышнее. Вообще наличие в коллективе двух фронтменов — прецедент не частый. В данном случае это подчеркнули и музыкальными, и визуальными средствами: два акцента были расставлены по краям сцены — подвижный, словно на шарнирах, Похьонен и умиротворенный уверенный Ганн. Финский баянист и вокалист вошел в транс с первых тактов, начав шаманить и издавать нечленораздельные музыкальные звуки (уподобившись своему сценическому фетишу — собаке), двигаться в ритме музыки, словно объевшийся мухоморов медиум. Войдя в экстаз, он начал устраивать ритуальные танцы, не забывая растягивать меха своего инструмента. Большой и основательный Ганн шаманил по-своему, однако в своем "действе" больше был похож на европейца. Свои возникавшие порой соло Трей исполнял с легкостью гитариста-виртуоза, однако без всякой "мальмстиновщины" или "ваевщины" — все в том же сдержанном строе, где нет ничего лишнего. А вот соло Похьонена неожиданно оказались похожи на запилы в духе отцов Nocturnus и Pestilence, только звучали они еще круче.
Как ни странно, на ритуальную музыку российские слушатели реагировали по-европейски - не рубились и аплодировали после каждой вещи, несмотря на то, что музыканты играли их без перерыва, создавая тем самым единое сквозное действо. Пожалуй, из всех ответвлений объемного пласта современной world music стиль KTU правильнее будет назвать не ambient и не folk, а ritual.

Последние новости