"ГАРПАСТУМ": ЗАКОПАЙТЕ ПРЯМО У ВОРОТ

Пресс-показ спортивно-исторической драмы "Гарпастум" (Россия, 2005, режиссер — Алексей Герман-мл., в ролях — Чулпан Хаматова, Евгений Пронин, Данила Козловский, Дмитрий Владимиров, Александр Быковский, Павел Романов, Иамзе Сухиташвили, Гоша Куценко) прошел в Центральном Доме литераторов 13 октября.
Небезызвестный сербский студент Гаврила Принцип оставляет молодую жену Виту (Сухиташвили) с маленьким сыном и отправляется в Сараево. А в Петербурге братья Андрей (Пронин) и Николай (Козловский) отправляются играть в дворовый футбол на деньги. Вся их команда — подросток Шуст (Владимиров) и Толстый (Быковский) на воротах. Чужие пацаны с промышленной окраины играют жестко, и Андрею с Николаем пока нечего им противопоставить. Кроме футбола, юношей интересуют девушки, увлеченные поэзией. Исключительно девушки, а не поэзия, но благодаря им ребята попадают в богемную квартиру, а там вино, прогрессивно мыслящие женщины, кокаин - и эти ужасные салонные вирши "серебряного века". Хотя периодически попадаются и Ахматова, Мандельштам, Ходасевич, Вертинский, Блок (Куценко). Последний появляется несколько раз и даже удостаивает героя незначительными разговорами. Хозяйка салона Аница (Хаматова) — опытная женщина лет 27, как раз того возраста, когда дамы всерьез начинают считать себя "старухами" (так же, как в девять лет — "взрослыми", а в пять — "уже большими"). Она совращает Андрея с помощью минета, и в жизнь юноши входит второе увлечение — довольно жесткий и разнузданный секс. Однако с футболом дела идут неважно, и тут Шуст предлагает построить собственное футбольное поле, дав отступного своему родственнику, авторитету из казанской группировки Торгашу. Чтобы собрать необходимую сумму, ребята начинают играть на деньги с дворовыми командами каких-то работяг, грузчиками, семинаристами, гимназистами. Тактика, придуманная Николаем, и недюжинные данные Андрея приносят им успех, к Анице приезжает ее сестра Вита, которая станет верным другом молодым футболистам. Все, казалось, впереди. Но впереди оказались лишь страшная развязка сотрудничества с Торгашом - и Первая мировая война с революцией.
Гарпастум ("harpastum" — лат.) — вид боевой тренировки римских легионеров, в процессе которого они должны были загонять набивной мяч между двух шестов. Поначалу это название кажется несколько претенциозным, выбранным ради красивости и непонятности. Но то, в какой футбол играют герои, все объясняет. В грязи, в повседневной одежде, под проливным дождем, среди странных ретро-урбанистических пейзажей, каким-то лохматым черным комком. Да и сама монохромная, словно выцветшая картинка вызывает ощущение некоего фантастического, придуманного прошлого, исторические реалии очень условны. Офицеры питерской криминальной полиции ходят в черных плащах наподобие нью-йоркских копов, что, конечно, добавляет им шарма. Архитектура теряется в тумане. Но именно благодаря этим туманным условностям Герману-младшему удается достигнуть удивительного исторического правдоподобия. Впрочем, этому и в целом способствует его своеобразная, во многом унаследованная от отца созерцательная манера. Ненавязчивое обращение к деталям, когда внимание зрителя невольно цепляется за случайных прохожих даже в самые драматичные моменты, сочетается с какой-то заторможенной отстраненностью. Зритель будто сам оказывается таким вот прохожим, появляется эффект присутствия. При этом ничего похожего на "документальные" съемки в фильме нет — он, скорее, эстетски красив. Отдельного разговора заслуживают прекрасные актерские работы. Герман сделал единственно верную в наше время ставку на молодых и неизвестных. Конечно, это потребовало изнурительного кастинга, но в результате он открыл как минимум двух очень талантливых и перспективных артистов. Пронин обладает замечательной фактурой, внешностью белокурого мачо и открытым, беззащитным обаянием. При этом тонко справляется с самыми сложными эпизодами. Козловский, похоже, способен быть универсальным актером и глубоко решить любую роль в любом амплуа. Помимо таланта, молодой человек обладает своеобразным жизненным опытом (окончил Морской кадетский корпус) и массой музыкальных, хореографических и спортивных навыков. Нельзя не отметить и замечательного Толстого - Александра Быковского, а также изящную работу тбилисской театральной актрисы Иамзе Сухиташвили. Впрочем, и две звезды, Хаматова и Куценко, смотрятся также на удивление свежо и органично. Последнее время любое появление Гоши на экране, в любом амплуа (особенно экзотическом), вызывает веселье в зале. А уж в роли Блока! Но посмеяться не получилось — сидит перед вами Блок, грустный и талантливый. Чего ж тут смешного.
При всем при этом "Гарпастум" является еще и продуктом сугубо спортивного кинематографа. Автором идеи, продюсером и соавтором сценария стал Александр Вайнштейн, в прошлом — известный спортивный журналист и член исполкома Российского футбольного союза. Прототипами персонажей стали великие советские футболисты братья Старостины, в честь которых герои и получили свои имена. Да и сюжетные коллизии вполне стандарты для спортивного кино — первые неудачи, первая любовь, вера в себя, упорные тренировки, первый успех, страшный крах, возрождение. До сих пор подобные фильмы о спорте отличались лишь уровнем качества и степенью незамысловатости. Такое исполнение встречается, пожалуй, впервые.
Борис Гришин, InterMedia

Последние новости