САТЭРО — "НОЧКА"; "ЛЯ МИНОРЪ" - "ПЕРВЫЙ ПОДПОЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ У ДЯДИ ДИМЫ"

"Мистерия звука", серия "Нелегенды русского шансона" (тт. 7, 8). Релиз дисков состоялся в августе.
Так называемый русский шансон удобно обосновался на своей радиоволне, практически не беспокоя законопослушных граждан. Если вы не пользуетесь услугами частного извоза, то можете годами успешно избегать Михаила Круга, Катю Огонек и "Лесоповал". Для любителей шансона проводятся масштабные фестивали в крупных залах, издаются специальные журналы, несколько аудиолейблов полностью специализируются на издании артистов этого жанра. Нам же до этого дела нет: пусть себе поют про тюрьму и волю — в специально отведенных для этого местах. Когда с блатной культурой заигрывают рокеры и эстрадники, это тоже не вызывает бурного протеста. Этот феномен обычно объясняется тем, что полстраны у нас сидело, и "Мурку" наизусть знает каждый. Поэтому никого не удивляют ни заигрывающий с блатняком Сергей Шнуров, ни Гарик Сукачев с альбомом дворовых песен, ни "Несчастный случай", перепевающий "С одесского кичмана", ни Ирина Аллегрова, записавшая дуэтный альбом о тяготах разлуки с заключенным в тюрьму лирическим героем Михаила Шуфутинского. Серия "Нелегенды русского шансона" компании "Мистерия звука" первоначально тоже казалась явлением этой серии — вроде шансон, но в то же время с фигой в кармане: шансон того толка, который и приличному критику не стыдно отрецензировать. Шнуров и Гарик Осипов, издававшиеся в этой серии раньше, вполне вписывались в эту концепцию. Но седьмой и восьмой выпуски "Нелегенд" оставляют впечатление глубочайшего недоумения. Под видом "нелинейного", высокохудожественного шансона либо стебливой стилизации под него слушателю предлагается густейший "таксистский" блатняк без малейших намеков на то, что это не всерьез. Отчетные диски не должны были выходить под концептуальной обложкой — их надо было издавать на специальных лейблах, анонсировать в специальных журналах как, блин, номерные альбомы новых звезд жанра. И вряд ли стоило присылать их на рецензию журналистам, освещающим нормальную музыку.
Так что, господа издатели, мы пишем о подобных альбомах последний раз. Если под видом "Нелегенд русского шансона" вы будете выпускать самых что ни на есть банальных и до трех аккордов предсказуемых "Легенд русского шансона", не дождетесь от нас не то что слова доброго, но и вообще хоть какого-нибудь слова. Обложки двух последних томов "украшают" две такие физиономии, что не приведи господь встретить их в темном переулочке. Сатэро раза в два постарше солиста "Ля минора". Говорят, он действительно сидел, поэтому его "творчество" представляет собой вполне аутентичный блатняк. Возможно, его альбом придется по вкусу ценителям "классики жанра" наподобие Аркадия Северного. Впрочем, юмора у Сатэро гораздо меньше, зато больше всяких псевдоджазовых прибамбасов в аранжировках, что приближает его не к Северному, а к Шуфутинскому с его кабацкими блестками. "Ля миноръ" - одна из любимых групп Сергея Шнурова — в своем альбоме поет песни на народные слова и музыку В.Шелыгина. Половина треков весьма напоминает известные дворовые песни, а вторая половина - таковыми и является. Достаточно сказать, что здесь записаны "Я милого узнаю по походке" и старинная композиция "Девушка в серенькой юбке". Сидели ли в тюрьме участники "Ля минора", нам точно не известно, но, скорее всего, нет — у группы получается скорее старательное подражание пресловутой "классике шансона", чем искренний продукт.
А самое удивительное вот в чем: круг тем в этом жанре крайне ограничен, используемых аккордов и того меньше, а новых песен, крайне похожих на старые, в месяц появляется штук по сто. Какой интерес слушать одно и то же с незначительными вариациями, убей бог не пойму. У бомбил, что ли, спросить?
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости