"СОЛДАТСКИЙ ДЕКАМЕРОН": ПУСТЬ ПРИСНИТСЯ ДОМ РОДНОЙ

Премьера фильма 'Солдатский декамерон' (Россия, 2005, режиссер - Андрей Прошкин, в ролях - Александр Яценко, Андрей Гуркин, Александр Агафонов, Юлия Высоцкая, Михаил Пореченков) состоялась в рамках III фестиваля 'Московская премьера' в Доме кино СК РФ 26 августа.
Холодной осенью 93-го года один солдат, рядовой Халитов, влюбился в ефрейтора. И повесился. С тех пор в ракетном полку ПВО ('Погоди выполнять - отставить') завелось привидение, наводящее ужас на личный состав и подрывающее боеготовность части. Изловить призрака вызвались два добровольца - 'деды' Боря и Гена, а в помощь им выделили молодого бойца Шуру. Как и положено им по сроку службы, Шура отправился в лес, а 'деды' - по бабам.
Одна из самых благодатных для кинематографа тем - армейская служба - долгие годы оставалась в полнейшем загоне. Практически любой отслуживший срочную мужчина способен, стоит ее затронуть, увлеченно предаваться воспоминаниям, это последняя сфера, обладающая богатым живым фольклором и сложными ритуалами (блатная тематика - не в счет, в тюрьме, по определению, сидят 'злодеи', а в армии служат 'герои'). Единственною попыткой был фильм 'ДМБ', но его портила грубая карикатурность героев, вообще свойственное творчеству Ивана Охлобыстина экзальтированное верхоглядство - короче, как говорил мой старшина, 'дурные смехуечки'. Трудно было ожидать какого-то прорыва и от Андрея Прошкина, автора неплохих, но изобилующих натяжками и общими местами лент 'Спартак и Калашников' и 'Игры мотыльков'. Однако на этот раз режиссеру удалось создать сильное и глубокое произведение, которое смотрится на одном дыхании, исполненное настоящей жизнью и правдой характеров. Конечно, в фильме можно обнаружить массу неточностей и условностей, множество характерных армейских словечек и выражений стоило бы добавить, но это тот случай, когда художественная правда важнее. Может быть, слишком претенциозно и универсально название - хотя чувственность и добрый юмор эротических моментов действительно чем-то напоминает отдельные новеллы Боккаччо. Солдатская сексуальность как бы сублимирует два основных желания служивого - есть и спать. Впрочем, рассказанные в фильме любовные истории совершенно реальны, и любой воин запаса может легко припомнить аналогичные. Все главные роли прекрасно исполнили молодые, неизвестные актеры. Особенно удался образ 'деда' Бориса - 'залетчика', пьяницы и поэта. Настоящий Максим Перепелица 90-х годов, а то и Василий Теркин первой чеченской. Картина своей атмосферой и качеством напоминает замечательный 'Анкор, еще анкор' Петра Тодоровского, но рассказывает о современной армии вполне современным языком. Пожалуй, впервые мы увидели фильм, где солдаты и офицеры, наши современники, сняты как живые люди - без дебильного юмора и кликушеской чернухи. Премьера фильма прошла в день рождения Петра Тодоровского, которого чествовали в Доме кино, и Андрей Прошкин выразил надежду, что его картина 'не испортит вечера'. Пожалуй, не только не испортила, а стала достойным завершением, вернув веру в отечественное кино сегодняшнего дня.
Борис Гришин, InterMedia

Последние новости