СБОРНИК "ОТ ПАЛАНГИ ДО ГУРЗУФА"

'Снегири'/'Легкие'/'Мелодия'. Релиз диска состоялся в июле.
Я так часто читал (и даже пару раз писал) про интересную и непростую судьбу этого сборника - он был записан в 1969 году для 'Интуриста', а потом был признан 'прозападным' и приговорен к размагничиванию, от какового его героически спас редактор 'Мелодии' Рыжиков, - что грешным делом засомневался: а не мистификация ли все это? Красивая, почти детективная история подогревает спрос к продукту больше, чем просто набор симпатичных ностальгических треков. Короче говоря, те, кто еще ничего не знает про запрещенный и реанимированный сборник 'От Паланги до Гурзуфа', могут прочесть об этом в буклете. Мы же сосредоточимся на музыкальном содержании пластинки - оно того стоит не меньше, чем ее увлекательные приключения по пути к слушателю.
О том, что Россия - родина easy listening, глава 'Снегирей' Олег Нестеров убедил всех, когда издал два альбома ансамбля электромузыкальных инструментов Вячеслава Мещерина. Советский easy был не чета нынешнему - хотя бы потому, что ламповые синтезаторы были тогда не редкостью с блошиных рынков, а сверхсовременным музыкальным оборудованием, инструменты часто изобретались самими музыкантами, а наивная вокальная манера была искренней, а не стилизованной. 'От Паланги до Гурзуфа' блестяще воссоздает музыкальную атмосферу 60-х - а значит, о широкомасштабной мистификации говорить не приходится: так подделать невозможно, треки подлинные, голоса настоящие, заставляющие рецензента вновь пожалеть о сломанной и вынесенной на свалку дедушкиной 'Спидоле' - в ретро-интерьерах, под каким-нибудь соломенным абажуром, сборник и звучит лучше. И вот эти 40-летней давности записи совершенно не раздражают своим техническим несовершенством, которое выражается только в том, что технология звукозаписи немножко шагнула с тех пор вперед. Для своего времени представленные здесь треки были вполне новаторскими, поэтому и сейчас они не кажутся замшелыми. Например, композиция 'Клен ты мой опавший', сыгранная на электрогитаре Юрием Мухиным, поначалу производит впечатление несколько чужеродного тела в царстве 'советского лаунжа'. Однако из буклета становится понятно, что это первый трек, записанный в СССР методом наложения. Кстати, буклетные странички, посвященные не истории сборника, а представленным на нем исполнителям, изучать не менее интересно, чем прослушивать сам материал.
В пластинке 'От Паланги до Гурзуфа' инструментальные треки очень удачно сочетаются с песнями. В первом жанре, помимо упомянутого Мухина, выступают квартет 'Электрон', игравший на электроинструментах популярные мелодии западных композиторов ('Мелодия из к/ф 'Бум', 'Вернись' М.Домингеса), его руководитель Валерий Приказчиков сольно ('Вечное движение' собственного авторства), ансамбль 'Рококо' с 'Ленивым шейком', джаз-ансамбль 'Балалайка', совмещавший джаз и балалайки с электронной музыкой при исполнении произведений В.Купревича и Ансамбль Иосифа Зевина с джазово-электронной версией 'Хали-гали'. Песни тоже подобраны интересно: среди них нет хитов, что до сих пор на слуху, тем не менее все они обладают особым очарованием, складывающимся как из причесок и покровов сценических костюмов тогдашних певиц, так и из их голосов. 'Имидж' даже никогда не виденных исполнительниц вы легко представите, если смотрели хоть одну запись архивных 'Голубых огоньков'. Капитолина Лазаренко поет народную ганскую песню 'Офанона', Нина Пантелеева - народную кубинскую песню 'Продавщица бананов', а Гюли Чохели - босса-нову 'Танцуем вместе'. Но главной жемчужиной сборника стали два трека от Анны Герман. В 70-е она стала сверхпопулярной с совсем другим - эстрадным - репертуаром, а здесь ее невозможно узнать. И это действительно здорово - Герман в амплуа лаунж-дивы, исполняющей красивые и легкомысленные песни на польском и итальянском языках.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости