"МАНДЕРЛЕЙ": ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО В БЕЛЫХ РУКАХ

Показ фильма 'Мандерлей' (Manderlay, Дания, Швеция, 2005, режиссер - Ларс фон Триер, в ролях - Брюс Даллас Говард, Денни Гловер, Уиллем Дефо, Лорен Бэколл, Джереми Дэвис, Жан-Марк Барр, Удо Кир, Хлоэ Севиньи) прошел в рамках программы 'Гала-премьеры' ХХVII ММКФ в кинотеатре 'МДМ-кино' 23 июня.
После кровавой разборки в Догвилле Грейс находит новое место для проявления заботы о людях - алабамское поместье Мандерлай, жители которого подчеркнуто игнорируют результат войны Севера и Юга: черные рабы продолжают собирать хлопок, белые хозяева - сечь их у позорного столба. Грейс объясняет рабам, что они уже 70 лет как свободны и остается в поместье, чтобы своими глазами увидеть, как ростки свободы преобразили освобожденные души. Уроки демократии и этики свободного мира афроамериканцами усваиваются с трудом.
Поменяв Николь Кидман на Брюс Даллас Говард, Джеймса Каана - на Уиллема Дефо и предоставив бывшим 'догвилльцам' Лорен Бэколл и Хлоэ Севиньи эпизодические роли, Ларс фон Триер выпустил в свет вторую часть американской трилогии, название которой стащил из романа 'Ребекка' Дафны Дюморье. Художественная форма картины не отличается от эстетических приемов 'Догвилля', чего не скажешь о ее сути. По сравнению с 'Догвиллем', где ситуация была скорее общечеловеческая, нежели политическая, 'Мандерлей' с самого начала представляет собой резкую пощечину американской догматике. Уже на первых минутах фильма можно услышать фразочки типа 'Негр подл по своей сути' и прочие проявления неполиткорректности. Тем временем ситуация усложняется. Вызволив афроамериканцев из тягостного плена, Грейс постепенно замечает, что негры не спешат сажать хлопок, чинить свои дома и вообще предпочитают действию бездействие. Одно только занятие остается для них неизменно привлекательным - игра в карты на маленькие пучки голубого хлопка. 'Мы еще не готовы к новой жизни', - комментирует ситуацию престарелый герой Денни Гловера. Понятно, что вместо демократических отношений в Мандерлее Грейс получит, фигурально выражаясь, 'от мертвого осла уши' - тем более что таковой зверь в поместье имеется. Форменным издевательством является книженция 'Матушкин закон' - свод правил для рабов и их подробные описания, вызвавшая особенное возмущение Грейс. Негры поделены на психологические группы, обозначенные цифрами: 1 - веселый негр, 2 - драчливый, 3 - болтливый и т.д. Стоит ли говорить, что волей Триера в Мандерлае оказалось больше всего 'угодливых и чокнутых негров'? Вероятно, самого датского провокатора не на шутку веселило происходящее - откровенного комического сарказма в фильме хватает с лихвой. В этой радостной атмосфере характер Грейс приобретает новые оттенки. Становится ясно, что отношение Триера к своей героине более чем скептическое. Сама структура повествования уже не подразумевает положительных героев. Единственный вердикт, вынесенный режиссером Америке, провозглашает: виновны все. Да и Грейс в исполнении Брюс Даллас Говард - совсем другой персонаж, нежели хрупкий, надломленный образ, созданный Кидман. Вероятно, что в заключительном фильме под рабочим названием 'Вазингтон' добрую девушку Грейс сыграет новая актриса. А знаменитая фраза из 'Ребекки' Дафны Дюморье ('Этой ночью мне приснилось, что я вернулась в Мандерлей'), возможно, приобретет дополнительный смысл и новое прочтение.
Анастасия Белокурова, InterMedia

Последние новости