"АКУЛА В ГОЛОВЕ": ДУРАК В ПОХОД СОБРАЛСЯ

Показ фильма 'Акула в голове' (Zralok v hlave, Чехия, 2005, режиссер - Мария Прохазкова, в ролях - Олдржих Кайзер, Яна Краузова, Кристина Лейхтова, Давид Май) прошел в рамках программы 'Перспективы' ХХVII ММКФ в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии 23 июня.
Герой фильма, симпатичный, но явно с 'акулой в голове' старикан каждое утро поднимает жалюзи окон своего 'замка' и меланхолически наблюдает тихую жизнь пражского квартала. Очень скоро его должны отправить в дом престарелых для душевнобольных - что ж, как говорят, там неплохо. Пока же он раскладывает пасьянс из чужих семейных снимков, акварелью рисует разноцветных пернатых, невозмутимо приветствует соседей: 'Я генерал противовоздушной обороны. У меня есть секретный ключ'. Излюбленное занятие 'не мыслящего философа' - копаться в мусорных баках; иногда там можно найти такие бесценные сокровища, как целая россыпь пластмассовых желтых уточек. Летящие за окном воздушные шары и расплывчатые мультипликационные врезки призваны обозначить сложный внутренний мир пожилого человека. С очень большой натяжкой смысл чешской картины можно свести к строчке из песни Василия Шумова: 'Нервы как-то привыкли к снотворному порошку, но даже в клетке пантера готова к прыжку'.
Полнометражный игровой дебют локально известной своими анимационными релизами Марии Прохазковой - лишнее подтверждение колоссального вреда, нанесенного чешскому кино 'бархатной революцией'. Богатейшая, своеобразнейшая кинотрадиция, в активе которой - 'Маргаритки' Веры Хитиловой, 'Барон Мюнхгаузен' Карела Земена и 'Адела еще не ужинала' Олдржиха Липцкого, оказалась дезориентирована, практически сведена к нулю. На смену ей безумными акулами в кинематографе развоцарялись мутные пятна сосредоточенного на себе концептуализма. Нездоровый кукольный театр не вполне адекватного космополита Яна Шванкмайера да невразумительные опусы модного авангардиста Петра Зеленки - не слишком ли это мало для страны, давшей миру горечь и боль Карела Чапека, Яна Вайса? На фоне творящегося на чешских экранах постмодернистского, столь живо напоминающего 'запрещенные' перестроечные выставки Рубинштейна и Пригова, фильм Прохазковой, вполне уместный в программе 'Перспективы', нет слов, производит весьма приятное впечатление. В этом контексте фильм является своевременной 'защитой от дурака'. Абстрактный гуманизм, не являясь подарком всем нам, будет всегда хорошо смотреться в потерявшем ориентиры мире тотального ерничества.
Борис Белокуров, InterMedia

Последние новости