"РАЗБОРКИ В СТИЛЕ КУНГ-ФУ": ПАРАД ЛЕТАЮЩИХ КИТАЙЦЕВ

Пресс-показ фильма 'Разборки в стиле кунг-фу' (Kung Fu Hustle, Китай, 2004, режиссер - Стивен Чоу, в ролях - Стивен Чоу, Ва Юэн, Куи Юэн, Сиу Люн Лен) прошел 3 июня в кинотеатре 'Под куполом'. Изначально построенный на комизме жанр китайского массового рукоприкладства в нынешней ипостаси приобрел и вовсе гротескные черты - которые в данном случае означают законченность облика.
Китай 40-х годов - это в некотором роде даже страшнее, чем Чикаго 30-х. В одной из провинций безраздельно властвует банда Топоров - орда вооруженных, понятно, топорами головорезов, по сравнению с которыми клан 88 из 'Убить Билла' кажется стаей мохнатых щенков. Каждый городской квартал трепещет перед безжалостными гангстерами в элегантных черных костюмах, и лишь в богом забытых трущобах, куда даже сами Топоры предпочитают не соваться, жизнь идет своим чередом. В этих захудалых домишках, в убогой обстановке, среди простых ремесленников скрываются великие мастера кунг-фу, посвятившие жизнь совершенствованию в искусстве рукопашного боя и борьбе со злодеями. О существовании этих великих воинов не подозревал проныра Цзин, однажды вместе со своим подельником решивший выдать себя за члена банды Топоров и поживиться за счет городской бедноты. В результате он накликал на бедноту неприятности в виде разъяренных головорезов-Топоров и сам оказался в эпицентре противостояния. Подлым и трусливым Топорам, конечно, не справиться с тройкой великих бойцов из низшего класса, одно движение которых подобно урагану, и они прибегают к услугам наемных убийц-виртуозов, также посвященных в секреты кунг-фу. А пакостливый Цзин, вымещающий свою злобу на беззащитных, и не подозревает, что в нем зреет эманация самого Будды, способная восстановить баланс Света и Тьмы.
'Разборки в стиле кунг-фу', снятые звездой азиатских каскадерских боевиков Стивеном Чоу (фильмов китайского производства с его участием, сплошь одyотипных и неотличимых друг от друга, свыше шести десятков), - произведение в некоторой степени провокационное. Казалось бы, китайцы, бегающие и колошматящие друг друга на широком экране под звуки ударяющихся друг о друга рыбьих тушек, - жанр совершенно герметичный и по определению смешной, прямо как индийское кино. Однако увлечение кинематографистов постмодернистскими играми коснулось и этого феномена. Первой ласточкой стал 'Шаолиньский футбол', где забавные китайцы не столько дрались, сколько гоняли футбольный мяч - с применением приемов кунг-фу, левитации и вошедших в моду на волне популярности 'Матрицы' сногсшибательных эффектов 'застывшего времени' и кульбитов камеры на все 360 градусов.
'Разборки в стиле кунг-фу' - произведение из той же оперы, которое временами начинает казаться не иначе как плодом режиссерского бреда. То есть когда три добрых молодца неистово кувыркаются и при помощи подручных предметов месят банду, насчитывающую около сотни человек, - это, в принципе, нормально. Когда герои дружно взмывают в воздух, прыгают по крышам и бегут со сверхзвуковой скоростью, этому опять не удивляешься: фильмы-сказки в стиле 'ву-сян' ('Крадущийся тигр, невидимый дракон', 'Герой' и прочие) приучили к таким вещам относиться нормально. Но когда драка великих мастеров превращается в битву титанов, и от одного удара сверхчеловека рушится полдома, это переходит уже все разумные рамки. И этот факт не может не радовать: виртуозные рукопашные бои, разворачивающиеся на фоне апокалиптических разрушений, забавляют и почитателей таланта Брюса Ли, и любителей трюковых комедий. Но штука в том, что, несмотря на всю эксцентричность действа и шутки в духе программы 'Маски-шоу', лента преподносит по-настоящему трогательную и неиспорченную народную поэтику. Что-то невероятно романтическое есть в кадрах с ветхими зданиями, налакированных с применением передовых технологий цветокоррекции; нечто пронзительно народное, почти гоголевское видится в сценах, где отважные труженики самозабвенно косят бездушных бандитов. Наворачивающуюся при виде народной драмы слезу стремишься, конечно, поскорее смахнуть, а то как-то неловко поддаваться таким настроениям на просмотре уморительной и глуповатой комедии. Вот только грубые китайские пролетарии с простой, как пень, идеологией 'не трожь меня, а не то поплатишься' отчего-то милы сердцу куда больше очередных гламурных шпионов-одиночек, действующих по другую сторону океана.
Игорь Веселов, InterMedia

Последние новости