"МАДАГАСКАР": ЭТИ ЗАБАВНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Пресс-показ мультипликационного фильма 'Мадагаскар' (Madagascar, США, 2005, режиссеры - Эрик Дарнелл и Том Макграт, роли озвучивали Бен Стиллер, Крис Рок, Дэвид Швиммер, Джада Пинкетт Смит) прошел в кинотеатре 'Формула кино' (ТК 'Атриум') 17 мая. Дабы не прослыть предателем вверенных ему секретов, не испортить карму и не навлечь на себя праведный гнев прокатчиков, корреспондент InterMedia, как и другие посетители пресс-показа, вынужден был дать письменное обязательство хранить впечатления об увиденном на экране в течение 80 минут в тайне вплоть до дня 'Х', обозначенного 23 мая. Наконец, по достижении заветной даты, мы с легкой душой представляем на суд читателей рецензию, вынашивание которой изрядно отягощало мозг - ибо накопившийся за время просмотра объем положительных эмоций сильно мешал спать все эти дни.
Обитатели нью-йоркского зоопарка - существа весьма высокоразвитые. Лев Алекс (Бен Стиллер, в руском дубляже - Константин Хабенский), зебра Марти (Крис Рок/Оскар Кучера), бегемотиха Глория (Джада Пинкетт Смит/Мария Малиновская) ведут размеренный образ жизни: изо дня в день они просыпаются, делают зарядку, устраивают одинаковые представления для приходящих по расписанию посетителей, а вечером собираются всей компанией в загоне и травят байки. Такому беззаботному образу жизни позавидовал бы иной аристократ. На беду, у Марти в день его рождения проснулось самосознание: ему страсть как хочется хоть раз в жизни потоптать копытами траву на экваториальных лугах. Марти, остроумно решивший, что путь на свободу лежит через городской вокзал, добивается того, что все четверо друзей оказываются на корабле, выбрасывающем их на Мадагаскар. Беспредельная радость по поводу обретенной свободы резко улетучивается, как только изнеженные зоопарковые животные осознают, что оказались на необитаемом (по версии создателей мультика) острове среди пальм, бесноватых лемуров и мелких хищников семейства кошачьих, где никто не будет регулярно расчесывать им шевелюру и кормить хорошо прожаренной отбивной. Масштабы ужаса, который охватывает четверку незадачливых героев, вполне сопоставимы с паникой участника программы 'Последний герой', осознавшего, что сейчас ему предстоит зажарить на костре и съесть сороконожку. Этим сухим переложением все богатство сюжетных перипетий, в принципе, исчерпывается. Если вспомнить о вечном противостоянии анимационных студий Disney-Pixar и Dreamworks, то в гонке сценаристов последние явно проигрывают. Два последних полнометражных мультфильма Dreamworks - 'Подводная братва' и собственно 'Мадагаскар' - даже вместе не смогли бы поспорить с тем завихрением сюжетных перипетий и мелких ответвлений, что можно было лицезреть, скажем, в диснеевской 'Суперсемейке'. Если подходить совсем уж критически, то даже советские мультики про Винни-Пуха обладали большей событийной насыщенностью, не говоря уже о напряженности действия. Однако мультики, конечно, смотрят не ради драматургических достоинств. Какие же козыри 'Мадагаскар' прячет в рукаве?
Надо сказать, создатели не особенно стремились подать товар лицом - то есть добиться сногсшибательной графики. Мультипликаторы не стали гнаться за потрясающего качества картинкой - и в результате угловатые персонажи рывками движутся по плосковатым пейзажам. Пожалуй, только сложно анимированная с оглядкой на законы физики грива Алекса, в которой просчитан будто каждый волосок, заставляет поверить, что мультипликаторы Dreamworks все-таки живут в веке двадцать первом. Впрочем, картинка вовсе не кажется убогой: бросающаяся в глаза неказистость персонажей выгдядит как художественный прием и настраивает на несерьезный лад. А иначе смотреть ленту просто невозможно. Прокатчики неспроста настаивают, что 'Мадагаскар' следует называть не мультфильмом, но 'анимационной комедией': весь юмор и драйв картины держатся на сквозной метафоре, переносящей термины привычной человеческой жизни в анимационный мир, в котором к тому же действуют одушевленные животные. В дополнение к искрометной комедии ситуаций количество чисто первосортных анимационных гэгов 'нупогодишного толка' с прыжками, расплющенными мордами и картинными удушениями таково, что мышцы живота и лица не расслабляются ни на секунду. Наконец, отлично написанные диалоги (видимо, именно на них все силы положили сценаристы, которых не хватило на развернутый нарратив) и удачные находки в визуальной части (например, имитация рапидной съемки) убеждают, что 'Мадагаскар' - один из самых эмоционально заряженных анимационных фильмов последнего времени, нечеловеческое обаяние которого держится прежде всего на высокопробном и при этом почти рефлекторном юморе. Который всегда был главной причиной того, что на иные, детские вроде бы, мультики выстраиваются очереди из вполне взрослых людей.
Игорь Веселов, InterMedia

Последние новости