РНО В ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫХ ХЛОПОТАХ

Пресс-конференция, посвященная планам Российского национального оркестра на юбилейный сезон 2005-2006 гг., состоялась 26 апреля в Зимнем саду МГАФ. На вопросы журналистов отвечали художественный руководитель и глава дирижерской коллегии РНО Михаил Плетнев, генеральный продюсер и президент фонда РНО Сергей Марков, артистический администратор РНО Элина Фролкова, начальник управления современного искусства Федерального агентства по культуре и кинематографии Майя Кобахидзе, генеральный директор МГАФ Алексей Шалашов. Одним из животрепещущих стал вопрос о вышедшем недавно положении 'О предстоящих изменениях в системе творческого управления РНО', где в систему управления коллективом введена новая должность музыкального руководителя оркестра, на которую назначен Владимир Юровский (см. МУЗЫКА от 30.03.05). По словам Михаила Плетнева, который с сезона 2006-2007 гг. продолжит деятельность в РНО в качестве почетного дирижера и главы дирижерской коллегии, это постановление породило в прессе 'разного рода кривотолки'. 'Для меня РНО, - говорит музыкант, - является делом всей моей жизни, и пока этот оркестр существует, я буду в нем находиться и принимать самое деятельное участие. Сейчас оркестр полон сил, он только что вернулся из успешной гастрольной поездки, в него влилось много увлеченной молодежи. Я дирижировал многими зарубежными оркестрами, и что мне всегда мешало - это мертвые глаза музыкантов. В РНО этого нет'. Прокомментировав нововведения в системе управления оркестра, Сергей Марков отметил сложность самого устройства коллектива: 'Примитивные и простые системы управления устроены просто, а сложные организмы требуют сложного управления'. Относительно проживающего в Германии Владимира Юровского, Сергей Марков отметил важность возвращения России ее исконных ценностей: 'Кто-то привозит в Россию яйца Фаберже, мы же выполнили не менее важную миссию возвращения России молодого талантливого дирижера. Мы не отказываемся от Михаила Плетнева: когда он дирижирует, когда он выступает в качестве пианиста, мы все знаем, как это хорошо. Он проводит с РНО 13 недель в году, но в году 52 недели, а Михаилу Плетневу надо уделять время занятиям на инструменте и композицией. Поэтому оркестру нужна сильная команда лидеров, способных вести коллектив за собой. В этом плане я отвожу большую роль Юровскому, который будет проводить с РНО 8-10 недель в году, а значит - влиять на репертуарную политику и т.д. Но это не значит, что Михаила Васильевича будут вытеснять - все, что он захочет сделать с оркестром, будет предоставляться ему в приоритетном порядке'. Еще одной темой беседы стал больной вопрос финансирования оркестра, который живет практически без поддержки государства, что, конечно, влияет и на его репертуар, и на расписание его концертов. По этому поводу Сергей Марков выступил с открытой критикой в адрес российской системы грантов: 'Гранты, которые у нас существуют, так назвать нельзя. Это скорее надбавки к зарплате самым старейшим коллективам. В этом отношении РНО не хватает больше справедливости, нежели денег'. Говоря о системе государственного финансирования оркестра, Майя Кобахидзе уточнила, что у коллектива нет текущего финансирования - зарплаты, оплаты коммунальных услуг и ремонта здания, где оркестр существует. Средства выделяются только на поддержку творческих проектов, но это не покрывает тех нужд, которые вкладывает в них оркестр. 'Мы делаем для РНО все, что в наших силах, - поделилась Майя Кобахидзе, - но все равно чувствуем себя виноватыми, так как этого все-таки недостаточно'. Тем не менее планы РНО на юбилейный сезон, по словам Сергея Маркова, 'очень интересные, несмотря на то, что оркестр хоронят каждый год'.
В следующем сезоне МГАФ представит два абонемента РНО - осенний и весенний, - за что генеральный продюсер и художественный руководитель сердечно поблагодарили директора филармонии. Элина Фролова, рассказывая об абонементных концертах, выделила концерт 26 февраля: 'Очень интересный концерт посвящен шекспировской теме, он будет повторен в американском Линкольн-центре'. Помимо этого, в планах РНО провести на следующий год бетховенский цикл. В трех февральских концертах Михаил Плетнев сыграет все сонаты Л. ван Бетховена. Также в течение грядущего сезона РНО исполнит все симфонии австрийского композитора, продирижирует которыми маэстро Плетнев. Музыка Бетховена будет звучать в новом зале РНО - 'Оркестрион' - бывшем кинотеатре, находящемся в Новых Черемушках, арендуемом оркестром у правительства Москвы. В юбилейных концертах Михаил Плетнев пообещал исполнить произведения, которые одними из первых вошли в репертуар оркестра - Первую симфонию Иоганнеса Брамса, 'Манфред' П.И.Чайковского, кантату 'По прочтении псалма' Сергея Танеева. Директор МГАФ Алексей Шалашов гордится сотрудничеством филармонии и РНО и, в частности, тем, что на нынешнем фестивале, посвященном Святославу Рихтеру, оркестр выступил именно в день рождения великого маэстро в компании с молодым норвежским пианистом Лейфом-Ове Андснесом. 'Я всегда преклонялся перед оркестром, - прокомментировал генеральный директор МГАФ, - перед его способностью к выживанию в наших непростых условиях'.
Мария Зуева, InterMedia

Последние новости