МУЗЫКА К ФИЛЬМУ 'ТУРЕЦКИЙ ГАМБИТ'

Real Records. Релиз диска состоялся в феврале.
Мы имеем дело с очередным амбициозным проектом Первого канала. Обычно увернуться от амбициозного проекта Первого канала крайне нелегко. Ибо амбициозный проект Первого канала - это дикое количество рекламы проекта, сотни телепередач, в которых как бы невзначай появляются участники проекта, кадры из проекта, поражающие неестественной зеленью кинематографической травы, ссылки на проект, настигающие зрителя повсюду и ежеминутно. Цель массированной пиар-кампании - введение проекта в культурный контекст момента: чтобы человек, который не в силах поддержать разговор о 'Ночном дозоре', чувствовал себя неуютно. Удержаться от похода в кино в этой ситуации способны только истинно сильные духом. Теперь место прошлогоднего 'Дозора' занял 'Турецкий гамбит', экранизация одного из ранних романов Бориса Акунина про Эраста Фандорина. Кинокритики экранизацию поругивают, но продюсеров фильма это не тревожит - мнения критиков не противоречат генеральной концепции: главное, что они посмотрели ленту. Что написали, неважно: обругав фильм, они способствовали тому самому введению 'Турецкого гамбита' в контекст. Неужели зрителю не захочется лично познакомиться со столь спорным культурным явлением современности?
Красивый саундтрек - одна из необходимых составляющих амбициозного проекта. Пластинка с музыкой к 'Турецкому гамбиту' издана столь роскошным образом, что прочие актуальные саундтреки конкуренции не выдерживают. Собственно, сам компакт-диск выглядит вовсе не обязательным элементом книжки, в которую он вложен, - 84-страничного глянцевого мини-альбома в твердом переплете, содержащего исчерпывающую информацию о фильме. Вот синопсис, вот несколько десятков кадров с комментариями (по которым можно разгадать интригу детективного сюжета - не лучший, на самом деле, подарок для тех, кто все-таки собирался в кино, а книгу не читал; короче говоря, предателя сыграл Лыков), вот сведения об актерах с фильмографией оных, вот справки о создателях 'Гамбита'. Трек-лист музыкальной дорожки скромно притулился на задней обложке, и он вовсе не так подробен, как хотелось бы. Указаны лишь 'приглашенные гости', чья музыка использована в фильме (об этом ниже). В качестве основных композиторов значатся Всеволод Саксонов и Андрей Феофанов, но не написано, как они делили между собой треки. Впрочем, может быть, они все сочиняли вместе, но узнать это наверняка не представляется возможным. Что касается музыкального материала, то он на все сто соответствует грандиозности амбициозного проекта Первого канала. Традиционными репликами из фильма предваряются здесь музыкальные номера эпического размаха: никакой электроники, эмбиента или минимализма, сплошная 'академическая музыка'. Подобной неоклассикой принято озвучивать высокобюджетные голливудские постановки драматического свойства. Торжественность 'большого стиля' лишь немного разбавлена - то музыкой Бреговича, которую предсказуемо используют для иллюстрации турецкой темы, то романсом 'Дождик осенний' Исаака Шварца на стихи Булата Окуджавы в исполнении Ольги Красько. Увы, тоже ход тривиальный: ежели по экрану ходит барышня в нарядах XIX века, то без романса не обойдешься. Единственный в саундтреке случай самоиронии связан с песней 'Ногу свело' 'Идем на восток!'. Максим Покровский написал неплохую стилизацию сразу и под позапрошлый век, и под нечто восточное, но в связи с особенностями его имиджа и творческого метода это звучит очень смешно и жизнеутверждающе. Это первый трек пластинки - а дальше следует 60 минут по-звериному серьезной имперской музыки.
Рита Скитер, InterMedia

Последние новости