ЗАНУССИ ПРИГЛАШАЕТ ЗРИТЕЛЕЙ НА ЭКСКУРСИЮ В БОЛЕЗНЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОЛЯКОВ И РУССКИХ

Пресс-конференция польского режиссера Кшиштофа Занусси, посвященная окончанию работы над новым фильмом режиссера 'Персона нон грата'/Persona non grata, состоялась в пресс-центре газеты 'Комсомольская правда' 2 марта. Мероприятие началось немного позднее запланированного времени, так как ждали исполнителя одной из главных ролей в фильме Никиту Михалкова, который появился плотно укутанным в серый шарф. Пресс-конференция началась с показа десятиминутного ролика новой картины - 'визитной карточки' фильма, который планируется показать на Венецианском фестивале и, возможно, на Каннском. В ролике актеры говорили на русском, польском, английском и испанском языках. Затем, насладившись бурными аплодисментами, Кшиштоф Занусси положил начало общению, предварительно тактично осведомившись у г-на Михалкова, может ли он называть его Никитой, и получил одобрение. Поляк говорил на русском языке практически без акцента и практически постоянно улыбался. 'Мой новый фильм - это психологическая драма, - начал пан Занусси, - но с элементами детектива. Разговор в нем касается польско-русских отношений. Я говорю откровенно - надеюсь, что мой фильм поможет Польше и России лучше понять друг друга. До сих пор таких картин не делали. Кино должно выступать в роли экскурсовода - приглашать туда, куда люди не попадут. Я приглашаю, к примеру, в польское посольство'. 'Эта картина - очень тонкая камерная история, - продолжил Никита Михалков, - настоящая история Кшиштофа Занусси. В фильме речь идет об отношениях между мужчинами, русскими и поляками. Они действительно товарищи - сострадают, ощущают ответственность друг перед другом. Здесь все недоразумения замешаны на безумной болезненной завуалированной любви друг к другу, что можно также перенести на отношения России и Польши. Эти страны перемешаны кровно, отсюда такие болезненные проблемы. Мне было чрезвычайно интересно сниматься в этом фильме, так как мы имели возможность открыто сказать друг другу с помощью наших персонажей, что мы думаем и что, разумеется, думает Занусси. Конечно, в картине не обошлось без красивой женщины. В общем, вы раньше никогда не видели ничего подобного'. 'Да, это как 'и с тобой не можем жить, и без тебя не можем', - подытожил польский мэтр. 'Это как чемодан без ручки - и нести тяжело, и бросить жалко', - парировал Никита Сергеевич. Как рассказал Михалков, он давно мечтал работать с Занусси - в его кино с самого начала была тайна. 'Может, он и рациональный, и холодный с точки зрения темперамента русского человека, - размышляет Никита Сергеевич. - Но у него этот темперамент есть, только внутри, и оттого выражается с большей силой. Занусси интересует не то, что на поверхности, а то, что скрыто'. На вопросы, когда фильм выйдет в широкий прокат в России, Михалков, который также является продюсером фильма, ответил, что пока точно сроки неизвестны, но, скорее всего, это произойдет осенью. Никита Сергеевич хотел бы, чтобы картина 'Персона нон грата' появилась в прокате после выхода на широкий экран новой ленты Алексея Балабанова 'Жмурки', где Михалков играет отрицательную роль. 'Эти два фильма - две такие большие разницы, - смеется актер. - Я бы хотел сгладить впечатление'. В Польше фильм, по мнению Занусси, появится зимой. Так как Кшиштоф писал роль для Никиты Михалкова специально под российского актера, то прессу интересовало, взял бы Занусси на эту роль какого-нибудь другого исполнителя в случае отказа Михалкова. Выяснилось, что польскому режиссеру пришлось все-таки немного подождать Михалкова, пока они не договорились, но роль принадлежала только Никите Сергеевичу. 'Если бы он отказался, я бы просто переписал сценарий, - пояснил Занусси. - Я вообще верный режиссер, и предпочитаю работать с теми актерами, которых уже знаю'. Журналисты просили Михалкова озвучить, как ему работалось на картине. По словам Никиты Сергеевича, 'атмосфера решает все. Она или есть, или ее нет, атмосферу невозможно симулировать'. Михалков выразил свое восхищение польскими актерами. 'Это нечто потрясающее, - считает российский режиссер. - Тончайшая легкость при способности держать внутри всю энергию, напряжение. А заслуга тому - тончайший музыкальный слух Занусси'. Как говорит Кшиштоф, никакой ностальгии в картине нет. 'Конечно, иногда мы все испытываем это щемящее чувство, - улыбнулся пан Занусси. - Например, когда мне было 20 лет, я бегал намного быстрее'. У Никиты Михалкова спрашивали, не возникало ли желание у него, у режиссера, который никак не был задействован в этом качестве на съемочной площадке фильма, хотя бы пару раз вмешаться и что-то подсказать Занусси. 'Если бы это была моя картина, я бы все сделал по-другому, - честно ответил Михалков. - Поэтому у нас с ним и имена разные. Но какое это наслаждение - полностью подчиниться режиссеру, снять с себя огромную ответственность - в этом все творчество'. По мнению Никиты Сергеевича, дипломаты не должны обидеться на новый фильм, потому что в картине все адекватно. По словам Занусси, он пока еще не нашел ответ на вопрос, есть ли жизнь после смерти. 'Я верю в это, но постоянно верить, как и любому человеку, трудно, - сказал режиссер. - Вера, как и любовь, лживый элемент'. Как заявил Михалков, главная ценность Занусси заключается в том, что интересы польского режиссера практически не соприкасаются с интересами обывателей, а вот самих людей, всех без исключения, до глубины души трогает то, что делает польский режиссер. На вопрос корреспондента InterMedia, чем отличаются российские и польские актеры, пан Кшиштоф ответил, что разницы большой он не видит. 'Может быть, дело в канонах поведения, - сказал Занусси. - А вообще все люди исключительные. Все отличаются. Для любого человека есть пространство развития. Но, возможно, они не такие, просто я их так вижу'.
Натэлла Микеладзе, InterMedia

Последние новости