"НА ОБОЧИНЕ": ПРАВИЛА ВИНОДЕЛОВ

Пресс-показ комедийной мелодрамы "На обочине" (Sideways, США, 2004, режиссер - Александр Пейн, в ролях - Пол Джиамати, Томас Хейден Черч, Вирджиния Мэдсен, Сандра О) прошел в кинотеатре "Пионер" 1 марта. Неудачливый писатель Майлз (Джиамати) тяжело переживает развод с любимой женой и творческие неудачи. Вышедший в тираж актер Джек (Хейден Черч) собирается вступить в брак по любви. За неделю до свадьбы друзья совершают путешествие по Калифорнии пьют вино, чревоугодничают, знакомятся с женщинами и уходят в отрыв. Каждый по-своему. "На обочине" - безусловно фильм про американцев и для американцев. Поэтому два "Золотых глобуса" в номинациях "лучший фильм" и "лучший сценарий" и последний "Оскар" за лучший сценарий-адаптацию более чем закономерно. Именно такие сентиментальные, трагикомические истории очень любит отмечать наградами Американская киноакадемия. От многочисленных лент подобного толка фильм Александра Пейна отличает только одно. Если говорить начистоту, главным действующим лицом в картине является вино. Вино может выступать в разных качествах: вино-вдохновение, вино-разочарование, вино-поражение. Непостижимым образом Александру Пейну удается продемонстрировать то, что вино в фильме живее всех живых. Недаром героиня Вирджинии Мэдсен восторженно откровенничает о том, что бутылка с вином - это живой организм. Бахус правит языческий бал над солнечными калифорнийскими виноградниками, придорожными забегаловками, дорогими ресторанами и дегустационными залами. Большая часть диалогов в фильме посвящена вину. Примерно тот же смысл преклонения перед виноделием и употреблением оного, только задолго до героев "На обочине", озвучил одержимый вином Шарль Бодлер в цикле стихов "Душа вина" и умопомрачительном трактате "Гашиш и вино". Как и у знаменитого поэта, трепетное отношение героев к напитку влечет за собой целый сонм человеческих чувств. Майлз может раскрепоститься, только когда говорит о свойствах вина. Он способен увлечься только той женщиной, которая разбирается в винах не хуже него самого. Проблемы закомплексованного среднего американца, Пейн решает вопреки ставшему уже классическим фирменному приему поиска счастья путем психоанализа, над которым неоднократно активно издевался известный неврастеник Вуди Аллен. Пьянство, чаще интеллектуально-эстетское, реже по-русски жесткое - главный способ справиться с многочисленными комплексами. Ближе к финалу роскошное дионисийство достигает своего апогея. "А кто не пьет?! Назови!" - восклицал герой Леонида Броневого в фильме "Покровские ворота", спустя много лет попадая в такт настроениям героев Александра Пейна. Для русского человека, знающего о вине не понаслышке, просмотр этой картины рискует стать настоящей пыткой. По правилам, для полного погружения в это алкоголическое роуд-муви, зрителю необходимо вручить перед просмотром бутылку изысканного вина и обязательно снабдить изящным бокалом, дабы каждый пришедший в кинотеатр смог прочувствовать происходящее на собственном опыте. Иначе на протяжении всего фильма он обречен ощущать себя на обочине.
Анастасия Белокурова, InterMedia

Последние новости