ВИЛАНД КіЙКЕН И РАЗНООБРАЗИЕ СТАРИННЫХ ТАНЦЕВ

Концерт Виланда КЈйкена (виола да гамба, Бельгия) и оркестра Pratum Integrum состоялся в Камерном зале ММДМ 15 января (см. МУЗЫКА от 28.12.04). В качестве солистов выступили Павел Сербин (виола да гамба, художественный руководитель оркестра), Сергей Фильченко (барочная скрипка, концертмейстер оркестра), Ольга Мартынова (клавесин), Ольга Ивушейкова (траверс-флейта). Программу концерта составляли старинные сюиты и квартеты Георга Филиппа Телемана, Соната И.С.Баха, сюита Франсуа Куперена.
Виола да гамба, на которой играет Виланд КЈйкен, сделана в 1704 году во Франции мастером Николасом Бертраном. Звук этого инструмента - мягкий и даже осторожный - очень сильно отличается от его потомка - виолончели. Сравнивая гамбу и виолончель, сам КЈйкен замечает: 'Эти инструменты - как серебро и золото: звук гамбы приглушен и более нежен, чем блестящий, золотой и звонкий звук виолончели'. Благодаря сложившемуся стереотипу, связанному с восприятием современным человеком 'большой скрипки', возник интересный эффект - такие внешние усилия и беглая техника, которые проявляли двое участвовавших в концерте гамбистов, способствовали бы, в случае с виолончелью, появлению гораздо более громкой динамики. Тот же эффект возникает при сравнении исполнения на клавесине и на рояле. Пожалуй, лишь звучание барочных скрипок и траверс-флейты было ближе к современным скрипкам и флейте. Манера исполнения двух гамбистов - учителя и ученика - была совершенно разной: прикосновение смычка и пальцев у учителя мягче, тоньше и изящнее, в то время как ученик играл гораздо экспрессивнее, можно сказать 'по-русски'. Особенно это было заметно в 'перекличках' крайних частей (Vivace) соль мажорного Квартета для флейты, двух виол да гамба и бассо континуо Г.Ф.Телемана. Звучание крайних частей было более традиционно, барочно, в то время как средняя - Andante - во многом благодаря тембру прозвучала почти импрессионистически.
В следующем произведении - Парижском квартете соль минор для флейты, скрипки, виолы да гамба и бассо континуо Г.Ф.Телемана - к предыдущему тембровому составу присоединилась барочная скрипка. Как ни старался со всей возможной мягкостью играть Сергей Фильченко, но скрипка в таком тембровом составе звучит резковато. Особенно это заметно в медленных частях, таких, как первая часть квартета, - наполненное 'вздохами' и 'вопросами' Andante. Largo, в отличие от наиболее частой трактовки произведений такого рода, имело просветленный характер. Удивительные, неожиданные, хрупкие хроматизмы возникли здесь в мелизматических фигурах диалога флейты и скрипки. В результате Largo лишилось закрепившейся за ним семантики, связанной с мрачной образностью, и превратилось в спокойную, свободную, почти романтическую беседу. Сдержанность бельгийского гамбиста, его строгая манера исполнения, уважение к традиции помогали экспрессивным русским музыкантам выдержать стиль. Даже в такой красочной музыке, как Allegro Парижского квартета, Виланд КЈйкен увидел строгий каркас. И, если бы не он, русских музыкантов унесло бы, в лучшем случае, в сторону Прокофьева.
С юмором написана Г.Ф.Телеманом Сюита ре мажор для виолы да гамба, струнных и бассо континуо. Шутливые моменты проявились уже в слегка чопорной Ouverture: слегка суетливое, похожее на ворчливую болтовню соло гамбы подслушивают скрипки, чтобы следом подхватить мотив, а затем и целые фразы-высказывания виолы. Исполнение этого момента было даже несколько театрально. Забавный эффект возник в следующей части - 'La Trompette' ('Труба'). Фанфарные интонации в мелодии наложены на изящный 'подпрыгивающий' синкопированный ритм. Утрированно-серьезные лица музыкантов только усиливали комический эффект этой слегка хулиганской музыки. Совсем не в ритме шага прозвучала Sarabande - витиеватая мелодия и ритм, темповые отклонения сделали этот вариант танца 'концертным'. Характерного для сарабанды трагизма здесь не было, некоторая мрачность и сосредоточенность появились лишь со вступлением соло виолы да гамба. Следующие части сюиты - Rondeau, Bourree, Courante I и II, Gigue - прозвучали более традиционно. Масса эмоциональных оттенков возникла в музыке Жиги, прихотливая 'говорящая' мелодия которой выражала то удивление, то утверждение.
Несколько менее удачно по сравнению с остальными произведениями прозвучала Санта ре мажор для виолы да гамба и чембало И.С.Баха. Возникло ощущение, что музыкантам не хватило времени на то, чтобы отрепетировать эту намного более сложную, нежели танцы, музыку, в то время как меньший состав накладывает на исполнителей бОльшую ответственность. Чувство ансамбля было не очень хорошим - Виланд КЈйкен периодически немного оттягивал темп, а Ольга Мартынова неуклонно шла вперед. Лишь под конец Сонаты в Allegro с его ровным темпом и моторным ритмом ансамбль намного улучшился.
Хорошее чувство ансамбля вернулось в Сюите ми минор для двух виол да гамба и бассо континуо Франсуа Куперена, проявившись уже в первой части Prelude, невзирая на ее сложный ритмический рисунок.
В целом, старинные танцы в интерпретации Виланда КЈйкена и музыкантов оркестра Pratum Integrum оказались очень разнообразны и богаты эмоциональными и интонационными оттенками. Набор самих танцев невелик, гораздо меньше, чем количество стилей современной музыки, но люди эпохи барокко, в отличие от нас, умели услышать в каждом произведении индивидуальные черты. Так и Виланд КЈйкен на своем инструменте с довольно 'ровным' для современного уха звуком, добивается великого разнообразия интонационных оттенков - его гамба звучит и традиционно, и сухо, и улыбается, и ворчит в басах.

Последние новости