'ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА': ПО ТУ СТОРОНУ СКАЗКИ
'Волшебная страна' являет собой удивительно трогательный жанр. По сути, это сказка о сказке. На сей раз у Джонни Деппа под благообразным смокингом скрываются пиратские лохмотья и сердце волшебной феи. Несмотря на то, что повествование включает в себя не самые приглядные и радостные моменты жизни, - так, Барри всячески игнорирует свою жену, которая, в конце концов, сбегает от него к другому мужчине; Сильвия Дэвис медленнно угасает от рака, а злые языки прохаживаются на тему того, почему взрослый мужчина проводит столько времени с маленькими мальчиками, выдвигая непристойные предположения на этот счет, - главные события 'Волшебной страны' разворачиваются непосредственно в воображении писателя и имеют мало общего с суровой действительностью. Единственно настоящими в итоге оказываются невзрослеющие дети, феи, пираты, индейцы, ковбои и разговаривающие собаки. Придуманная Барри Нетландия в фильме - это не беспомощный эскапизм, как может показаться, но вполне приемлемая альтернатива подгнившему миру эдвардианской эпохи, где дети не успевают быть детьми, а изо всех сил стремятся как можно быстрее повзрослеть. Однако не утаится от зрителя и тот факт, на каком трагическом фундаменте была возведена идиллическая Нетландия. Когда писателю было шесть лет от роду, его семью постигло несчастье - погиб 13-летний брат Дэвид. Убитая горем мать перестала замечать младшего сына и вообще как-либо реагировать на окружающий мир. Тогда Джеймс, пытаясь растормошить матушку и привлечь ее внимание, стал одеваться в одежду своего погибшего брата и всячески копировать его манеры. В тот самый момент исчез мальчик Джеймс, зато появилась Нетландия - и, возможно, прообраз Питера Пэна. Отсюда такое специфическое отношение к смерти у обитателей волшебной страны Нетландии: 'Умереть - это самое захватывающее приключение, которое только может случиться с вами в жизни!' Еще одним немаловажным моментом, убеждающим зрителя в том, что Барри в исполнении Деппа - безоговорочный ребенок, является тот факт, что отношения писателя с Сильвией Дэвис не перерастают в сколько-нибудь романтические - ибо роман у писателя не с Сильвией, а с ее детьми, это очевидно. И роман отнюдь не в том смысле, который консервативное и помешанное на мнимой добродетели общество склонно было ему приписывать. Обаянию Барри/Деппа проще поддаться, чем привычно апеллировать к доводам разума. В конце концов, кто из нас не мечтал в детстве научиться летать или стать королем своей собственной, не отмеченной ни на каких географических картах, страны.
Екатерина Нежельская, InterMedia