ОТКРЫТИЕ ОРГАНА В РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОМ СОБОРЕ

Открытие органа состоялось в Римско-католическом кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии 16 января (см. МУЗЫКА от 28.12.04). На торжественном мероприятии присутствовали представители дипломатических миссий, члены правительства Москвы, представители русской православной церкви.
Построенный швейцарской фирмой Kuhn - одним из мировых лидеров в области органостроения - инструмент является одним из самых крупных органов России (74 регистра, 4 мануала, 5.563 трубы) и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох. Российскому Кафедральному собору орган подарен Евангелическо-реформаторским кафедральным собором Basler Műnster (г. Базель, Швейцария).
Торжественная месса с участием приходского хора Кафедрального собора и Камерного хора государственного объединения 'Костромаконцерт' (дирижер Владимир Контарев) началась в 10 часов утра. Рождественское убранство собора как нельзя лучше соответствовало событию - рождению инструмента. Служил мессу архиепископ Тадеуш Кондрусевич. После окропления нового органа архиепископ впервые прикоснулся к его клавишам. По странному совпадению, в этот момент выглянуло солнце, и его лучи, преломившись сквозь цветные стекла витражей, осветили храм. Говоря о большом значении органной музыки, митрополит Тадеуш Кондрусевич процитировал слова св. Августина: 'тот, кто поет, тот молится дважды или трижды'. Одной из основных мыслей проповеди стала идея объединения всех религий, в том числе посредством музыки (ведь и новый орган Римско-католическому собору подарен лютеранским кафедральным собором). 'Звуки органа возносят наш дух к небу, к Богу, - произнес архиепископ. - Орган является царем музыкальных инструментов. Бог послал тебя служить людям. Да будут все едины, ибо музыка не имеет границ'. Архиепископ отметил глубокий символизм того, что инаугурация органа происходит накануне молитвы единства христиан, так как грядущий Первый международный фестиваль христианской музыки является примером межхристианского сотрудничества. Как утверждение этого единства прозвучала молитва о погибших в Азии людях, которые, как известно, принадлежали к разным религиям.
Торжественную часть мероприятия, посвященного инаугурации органа, открыл президент благотворительного фонда 'Триумф сердца' (установка органа являлась долгосрочным проектом этого фонда) отец Рольф-Филипп Шоненбергер, в общих чертах рассказав историю инструмента. Орган был построен в базельском соборе в 1955 году, и осенью 2001 года руководство собора приняло решение о замене инструмента. Среди причин было указано на то, что этот орган не заполняет звуком большой зал собора, и что для этих целей требуется более мощный орган. В это же время завершалась реставрация Римско-католического собора в Москве, и так возникла идея о передаче ему базельского органа. Весной 2002 года на трех грузовых машинах инструмент был доставлен в Москву.
Куратором проекта по установке органа в московском соборе стал благотворительный фонд 'Искусство добра', президент которого сестра Валентина Новаковская рассказала о том, как возникла идея проведения фестиваля 'Музыка соборов мира': 'Существует давняя традиция, - после освящения нового органа съезжаются органисты близлежащих храмов, чтобы поиграть на нем'. Именно поэтому решено было приурочить проведение Первого международного фестиваля христианской музыки к открытию нового органа. Министр культуры Александр Соколов этой ночью прилетел из Северной столицы, где присутствовал на открытии после реставрации органа Санкт-петербургской филармонии. По его словам, очень долгое время органная музыка в нашей стране оставалась на дальнем плане культуры, но сейчас ситуация начинает меняться. Один за другим устанавливаются органы в разных городах России, что говорит о целенаправленном развитии этой области.
Возможности органа Римско-католического собора продемонстрировал слушателям профессор Алексей Паршин. Концерт открыло произведение популярной органной классики (исполнение этого цикла на церемониях инаугурации органов становится для Москвы традицией) - Токката и фуга ре минор И.С.Баха. Возможно, обращение к сочинению великого органного классика связано с желанием исполнителей показать общие черты и различия в звучании конкретного инструмента и других органов. Если на данном примере сравнить новый орган с органом Концертного зала Чайковского (81 регистр) и, тем более, с органом Домского собора (124 регистра), то звук инструмента Римско-католического собора несколько более приглушен. То же самое можно сказать, сравнивая его с недавно выстроенным органом ММДМ, однако, в сравнении с последним, инструмент Кафедрального собора звучит гораздо традиционнее, нежели 'концертный' вариант Светлановского зала. Чтобы продемонстрировать широкий охват стилистических возможностей нового органа, после исполнения музыки барокко Алексей Паршин обратился к произведениям композиторов романтизма. Связующим звеном стала 'Прелюдия и фуга на тему B-A-C-H' Ференца Листа. Несомненно, Лист прозвучал романтично, но если сравнивать эту трактовку с экспрессивным исполнением того же произведения Томасом Троттером на органе ММДМ, то прочтение Алексея Паршина ближе к области созерцательной лирики. Разноплановое произведение Луи Джеймса Альфреда Лефебюр-Вели - 'Пасторальная сцена' для инаугурации органа или рождественской полуночной мессы - помимо прямого соответствия тематике мероприятия, оказалось очень подходящим для демонстрации тембровых возможностей органа. Среди многих разнообразных регистров здесь прозвучали регистры 'соловей' и 'колокольчик'. Завершила торжественный концерт жизнеутверждающая позитивная музыка Токкаты из Пятой симфонии французского композитора Шарля-Мари Видора.

Последние новости