ДМИТРИЙ СПИРИН - 'ТУПОЙ ПАНК-РОК ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ. 'ЧЕТЫРЕ ТАРАКАНА' И 'ТАРАКАНЫ'

'Т-К Джетта'. Книга вышла в свет в июле.
Лидер группы 'Тараканы' Дмитрий 'Сид' Спирин написал жизнеописание собственного рок-коллектива. Получилось 192 страницы мелким почерком, то бишь шрифтом. От многих прочих музыкантов Сид всегда отличался наличием в голове собственных оригинальных мыслей и умением доходчиво доносить эти мысли до окружающих. Кто-то, может быть, помнит путевые заметки с гастролей 'Тараканов', опубликованные на сайте группы, или заявления коллектива по разным поводам вроде разгона панк-концерта в МДМ. Автором этих текстов был Дмитрий Спирин, который в конце концов дозрел до целой книги - подробной истории 'Тараканов', 'Четырех тараканов' и даже группы 'Кутузовский проспект', с которой все начиналось. 'Чем я не писатель? - вопрошает Сид на первой же странице. - Писатель, да еще какой. Многие пососут'. О том, что это смелое заявление имеет полное право на жизнь, читателю становится ясно очень скоро.
Во-первых, Сид не склонен приукрашивать собственную личность. Он знает себе цену и отдает отчет в том, что его взгляды могут быть интересны еще какому-то количеству людей, но вместе с тем не впадает в слезливое самолюбование. Зато он честно пишет, что в группу, которая стала делом его жизни, его взяли не за музыкальное мастерство, а за яркую внешность, что 'панковское' прозвище он не впитал с молоком матери, а получил чуть ли не насильно, а также рассказывает, как сидел в питерской тюрьме после того, как его 'приняли' с фенциклидином. Рок-н-ролльный образ жизни с наркотическими приключениями, тотальным непросыхом, беспорядочным сексом и: постоянным безденежьем описывается без бравады, а как суровая данность.
Во-вторых, язык книжки заслуживает глубочайшего респекта. Сид излагает события ровно тем же остроумным макаром, каким он общается в жизни или пишет на свой сайт. По 'Тупому панк-року' можно изучать молодежный сленг 90-х годов. Инвективной лексикой Дмитрий Спирин также владеет мастерски: мата в книге более чем достаточно, но почти нигде не возникает ощущения, что Сид ругается. Просто если нужно применить матерное слово или оборот, он его применяет, и это оказывается к месту. Литературное редактирование, скорее всего, убило бы здесь живое слово, поэтому очень правильно, что обошлись без него. А вот над пунктуацией и орфографией, возможно, надо было поработать - чуть более грамотная расстановка запятых вряд ли имела бы дурные последствия для витающего над книгой духом живого панк-языка. Рассказывая историю 'Тараканов', Спирин мимоходом вспоминает случайные и неслучайные столкновения с другими известными людьми. Только в этой книге можно прочитать, например, правду о создании песни 'Орбит без сахара'. Баскову, встреченному на чьем-то дне рождения, Сид отдает должное (в своей манере): 'Пел Коля на самом деле зае:ись громко'.
В-третьих, ведя полустебное повествование об играющей простую громкую музыку группе, Дмитрий Спирин умудряется сказать массу по-настоящему важных вещей. Со свойственной ему откровенностью он высмеивает питерские заморочки, связанные с ненавистью к москвичам, пишет о том, что культурные предпочтения провинции резко отличаются от столичных, сравнивает шоу-бизнес-механизмы России и Запада и удивляется, почему развлекательный рок наш народ не воспринимает. Кроме того, Сид очень доступно объясняет, чем не угодил ему русский рок и за что он любит свой беззаботный и бестолковый поп-панк, который не принес ему ни больших денег, ни большой известности. Объяснения настолько искренние, что извечный вопрос к 'Тараканам', почему почти 30-летний неглупый человек орет и кривляется у микрофона и никак не займется чем-нибудь более созидательным, просто снимается с повестки дня.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости