ИЛЬЯ ЧЕРТ - "ПРОВОДНИК"

'Т.К. Джетта'. Книга вышла в свет весной.
Лидер группы 'Пилот' Илья Черт - типа прозаик. Пишет книги про заек. Шутка, притом бородатая. Ну да ладно. А правда заключается в том, что прозаические произведения Черта представляют собой нечто совершенно отличное от его непростой многомудрой песенной поэзии. Это никак не история 'Пилота' и не сборники гастрольных баек. Меньше всего Илья хочет, чтобы его тексты проходили по ведомству 'побочного творчества музыканта': он явно претендует на звание 'литератора'. Рассмотрим обоснованность подобных претензий на примере книги 'Проводник'.
На обложке (задней) написаны несколько фраз, в том числе такие: 'Эта книга о многомерности мира, в котором ты живешь: Эта книга высмеивает рыб, которые возомнили свой маленький аквариум океаном. Эта книга приоткрывает дверь рыбам, которые все еще хотят познать океан'. Заявление вполне в духе Ильи Черта, который в простоте и слова не скажет, постоянно напоминая своей аудитории о приверженности к какой-то тайной смутной философии. Столь же замороченна композиция 150-страничного 'романа': мистические вставки непонятно о чем сменяются редкими кусками связного повествования и описаниями, видимо, наркотических глюков. Поначалу 'Проводник' кажется чем-то вроде исповеди излечившегося наркомана: автор со знанием дела пишет о 'приходах' и 'уходах', а лирические отступления в этом контексте выглядят как описания ощущений в разные моменты употребления 'допингов'. Сердобольный читатель может даже заподозрить книгу в автобиографичности и подумать: бедный мальчик, как много ему пришлось пережить. Однако не все так просто: вскоре выясняется, что 'Проводник' не об этом, а о чужих фантастико-мистических мирах, тайном знании и вообще черт-те о чем. 'Нечто подобное происходило и всякий раз, когда Проводник открывал и закрывал 'шлюзы' между Системами для переброски клиентов'; 'Зная предрасположенности пернатых Верхних Миров, хозяева Замка распорядились поставить шары так, чтобы Синие Птицы чувствовали себя комфортно в среде максимально приближенной к их собственной' - эти цитаты свидетельствуют о некоторой принадлежности произведения к жанру фэнтези. Однако есть и существенное отличие: в отличие от фантастических сказочек, сюжет книги Черта до невозможности запутан. Не исключено, что его, сюжета, нет вовсе. Если даже в голове у автора он был, то Илья не потрудился доходчиво донести его до читателя. Загадочный мир, описанный в 'Проводнике', не становится менее загадочным; описанные события не имеют ни начала, ни конца; движения персонажей сумбурны и внезапны; в общем, чтобы одолеть книгу, надо быть преданным поклонником Черта. Тогда, может, что-нибудь и поймете и даже сможете ответить на вопрос, о чем это произведение.
Итак, сюжет не является сильным местом книги. Может быть, ее стоит читать из-за языка? Тоже нет. До настоящей литературы 'Проводнику' очень далеко - язык Черта для писателя просто беспомощен. Единственным сильным местом брошюрки является приклеенный к ней компакт-диск, содержащий две хорошие песни 'Пилота' - 'Рок' и 'Кали-Юга'. На момент появления книжки они еще нигде не выходили, и пару недель 'Проводник' мог считаться эксклюзивным изданием.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости