ЧЕРНУСЬ - "ОНА"

'Ш2'. Релиз диска состоялся в июле.
Последние несколько лет эту нишу в нашей музыке в одиночестве занимала группа 'Високосный год'. Лениво-расслабленные, неброские, но вместе с тем умные песни Ильи Калинникова пользовались спросом даже несмотря на то, что группа демонстративно отказывается делать телодвижения, необходимые для успешного существования в шоу-бизнесе. Альбом у 'ВГ' только один, а песни, в принципе, похожи друг на друга. Но, поскольку конкурентов у необардов нет, группа Калинникова вела довольно успешное существование - во всяком случае, редкие новые композиции исправно попадали в радиоэфир.
Однако ситуация может измениться благодаря деятельности 'псевдошансонного' подлейбла 'Снегирей' 'Ш2'. Наигравшись в 'интеллигентные' пародии на блатные песни, издатель (на радость думающему слушателю) обратил свои взоры на так называемый текстовый рок или бардовскую музыку да на новый лад. Это когда в произведении главенствуют слово и сюжет, а музыка представляет собой ненавязчивую компиляцию из обрывков знакомых мелодий и жанров, пользующихся традиционным почетом в интеллектуальных кругах, - блюзов, регги, ретро-рока. Аккомпанемент сводится к тихой, сдержанной, но весьма профессиональной акустике, а вокал становится нарочито слабым местом, подчеркивающим некоммерческую суть продукта. Таков альбом новобранца 'Ш2' Дмитрия Чернуся, который поет то как обленившийся Шевчук, то как Дюша Романов или Алексей Хвостенко. Хрипловатый и, чего уж там, лишенный приятности голос не отвлекает от крайне содержательных текстов. Исполнитель и издатель не обольщаются относительно медийных перспектив этих песен: они изначально предназначались не для радио и ТВ, а для индивидуального прослушивания умными людьми - поэтому могли не оглядываться на требования политкорректности. (Возможно, таким же станет русский рок, когда окончательно осознает, что проиграл поединок с 'Фабрикой звезд'. Когда не надо будет подстраиваться под форматы и адаптировать каждую строчку к требованиям телеэфира, из рокеров опять попрет самовыражение - и жанр опять обретет творческую состоятельность.)
В альбоме 'Она' ощутимы множественные влияния, но большинство из них - правильные. 'Незатейливый блюз' по построению напоминает 'Уездный город N' Майка Науменко - в сюжете фигурируют Дэвид Боуи и Марк Болан. Приятны мелодия и текст 'Лолиты', а вступление в духе пугачевских 'Трех счастливых дней' добавляет треку пикантности. Две самые раздолбайские по тексту песни выдержаны в стилистике регги - 'Течет река Вобля' и 'Проводы'. 'Ромео и Джульетта' напоминают заторможенного Юрия Шевчука, а 'Занусси' - дворово-блатную музыку того пошиба, который так любят стилизовать 'Запрещенные барабанщики'. Самой резкой и провокационной стала композиция 'Москва 04': 'На Москве зашебуршали шаги - то ли оборотень, то ли шахид', 'но допляшутся ужо наверху, докумекает народ, ху из ху, и похлопает в ладоши: 'Зер гут', когда что-нибудь в Барвихе взорвут' - Чернусь прямиком метит в запрещенные артисты, так что покупайте альбом, пока он не изъят из легальной продажи. Две песни посвящены футбольной команде 'Локомотив' - довольно странная акция, которая, впрочем, лишний раз подтверждает независимость проекта от общепринятых правил: что меня волнует, о том и пою - а если это найдет отражение еще в чьих-то головах, то так тому и быть.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости