СБОРНИК "ЛАУРЕАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА МОЛОДЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ "ВИТЕБСК 1992-2003"

Дирекция международного фестиваля искусств 'Славянский базар в Витебске'. Релиз диска состоялся в июле.
При всем ироничном отношении к фестивалю 'Славянский базар в Витебске', куда московские журналисты в большинстве своем ездят выпить водки и умилиться возвращению в 'совок', это мероприятие в культурном отношении ничем не хуже того же Конкурса песни Евровидения. Здесь мы выносим за скобки многочисленные концерты звезд российской эстрады в Летнем амфитеатре - в конце концов, витебляне ждут этих выступлений целый год, и глумиться над простым человеческим желанием получить экстаз при виде Баскова было бы неэтично. Помимо удовлетворения культурных потребностей белорусской публики, 'Славянский базар' - это еще и конкурс молодых исполнителей, исправно проводящийся с 1992 года. Настоящий сборник представляет песни победителей и призеров этого состязания за всю его историю. Одного взгляда на трек-лист достаточно для возникновения ассоциаций с 'Евровидением'. Как и на этом всеевропейском смотре художественной самодеятельности, известные имена встречаются в списке участников крайне редко. Стилистическая политика обоих конкурсов также во многом совпадает. И там, и здесь правит бал старорежимная эстрада, у которой нет никаких шансов стать модной. Аранжировки не блещут современными ходами, а большинство песен абсолютно не годятся для радиопрослушивания или танцев. Как ни удивительно, но формат 'Витебска' - в понимании славянского слушателя - даже выигрывает по сравнению с его европейским старшим братом. Потому что конкурсанты, как правило, используют славянские мелодические приемы, часто обращаются к фольклорным напевам, которые, как ни крути, подсознательно знакомы даже русскому панку, и иногда, ничего не выдумывая, перепевают эстрадные шлягеры советского периода, всегда выигрышно смотрящиеся на фоне беспомощных новоделов этого жанра.
Еще одна аналогия: что в 'Евровидении', что в 'Славянском базаре' успех не гарантирует счастливой карьеры, а лишь придает победителю некое подобие ускорения - воспользоваться им еще надо суметь. Из участников данного сборника ни для кого, пожалуй, удача на 'Базаре' не стала решающим фактором. Таисии Повалий, завоевавшей в Витебске Гран-при в 1993 году, понадобилось несколько лет, чтобы стать на Украине популярной певицей. То же можно сказать про Александра Пономарева, который получил вторую премию в 1994 году - кстати, автором его красивой конкурсной песни был Святослав Вакарчук. Через девять лет после 'Славянского базара' Пономарев стал первым украинским участником 'Евровидения', а еще через год его соотечественница Руслана Лыжичко выиграла этот конкурс. Как вы уже догадались, Руслана тоже представлена в сборнике на правах обладательницы Гран-при 'Базара' (1996). Уже тогда она питала пристрастие к фолк-музыке и к прилагательному 'дикий': ее мелодичная композиция называлась 'Ой, летели дикие гуси', но была не в пример спокойнее ее нынешних 'Диких танцев'. Как отразились успехи в Витебске на продвижении других украинских, белорусских и югославских артистов, видимо, надо узнавать в соответствующих странах: до России сведения об их успехах не доходят, а собранные здесь песни-победители вряд ли имели потенциал международных хитов. Россия на альбоме представлена только Теоной Дольниковой (Гран-при 2001 года). Витебская победа вряд ли добавила чего-то к образу талантливой и голосистой певицы, которой очень не везет с репертуаром. Кстати, и 'Лебединую верность' Евгения Мартынова она спела на конкурсе неудачно (что победить не помешало): вместо подлинного выбивающего слезу трагизма, которым славилось авторское исполнение, Теона продемонстрировала лишь писклявые потуги на драму.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости