АЛЕКСАНДР МАЛЮГИН - "ЗАТМИТЬ ЗЕМФИРУ"

ИД 'Мегаполис-Экспресс'. Книга вышла в свет в конце прошлого года.
Заместитель главного редактора газеты 'Мегаполис-экспресс', закончивший в свое время Литературный институт, написал роман. О шоу-бизнесе: пиаре, халявщиках, продюсерах, лесбиянках и обо всем прочем, что Александр Малюгин узнал, работая в качестве светского обозревателя 'МЭ' и пресс-атташе ряда так называемых поп-звезд. А если бы я решила написать роман, наверно, взяла бы сюжет о выпускнике Литинститута, вынужденного работать в таблоиде: о том, как он грезил писательской карьерой, а вместо этого оказался вынужден прозябать за придумыванием нелепых слухов навроде утки о любовной связи Ани Плетневой из 'Лицея' с Дэвидом Копперфильдом. И на фоне этого нагромоздила бы какую-нибудь глобальную личностную драму неудавшегося литератора. Материал же для моего будущего романа и искать не надо: между строк произведения Малюгина имеется масса указаний на печальное несоответствие мечтаний и действительности - и невозможность свою судьбу изменить.
Впрочем, надо ли менять? Малюгин - хороший журналист, и те места книжки, где он, пусть и в качестве приложения к основному повествованию, делится репортерским опытом, отменны и читаются на одном дыхании. Блестящее интервью с Леонидом Бурлаковым, правдивые воспоминания о 'пресс-атташировании' Буйнова и 'Лицея', смешная история о том, как Малюгин едва не стал продюсером группы 'Би-2' - все это интересно, причем даже коллеги Александра вряд ли смогут уличить его в каких-то несостыковках. У реальных героев книги нет ни единого повода подать на автора в суд за клевету. Отступления о поисках второстепенных героев фильмов Гайдая для статьи слегка затянуты, однако дают некоторое представление о журналистской работе. Постоянные цитаты из тех же кинокартин кажутся весьма забавными, но это одноразовая фишка - для следующей книги надо будет придумывать что-то новое.
Еще для следующей книжки нужно будет придумать какой-нибудь сюжет. Тот, который предложен в 'Затмить Земфиру', критики не выдерживает. Вообще, все наименее выносимые места книги связаны с попытками Малюгина доказать, что он писатель, а не журналист. Язык сильно спотыкается всякий раз, когда автор вспоминает, что он пишет роман, а не статью. В результате главная сюжетная линия произведения оказывается самой слабой. Фантазии автора хватило только на то, чтобы придумать девушку Маню, мечтающую стать певицей и затмить Земфиру. Лирический герой бросается помогать ей. Оба неубедительны в каждом жесте: так и не выбрав между описанием нравов шоу-бизнеса и любовной историей между главными персонажами, Малюгин не показал ни того, ни другого. В чувства героя к Мане не верится, а за ее непредсказуемыми поступками автор старается скрыть искусственность самой Мани. Бандиты из Казани, мамаша из Бугульмы, полицейские из Египта - столь же фантастические и необязательные персонажи, как и 'певунья'. Они появляются только потому, что надо чем-то забить двести с лишним страниц. А шоу-бизнес в книге показан таким же неприятным и в принципе беспросветным явлением, как жизнь простого народа в провинции.
Можно ли ставить знак равенства между лирическим героем и Александром Малюгиным, не вполне ясно. Истории из журналистской жизни, как уже подчеркивалось, - подлинные. Но когда герой выступает в качестве продюсера Мани, хвастается выводком любовниц, дерется у Киевского вокзала и непрерывно бухает, - это уже не Малюгин, а Стогов какой-то получается. Только если у Стогова безмерно раздражает злоупотребление существительным 'алкоголь', то Малюгин с упорством, достойным лучшего применения, вставляет глагол 'дерябнуть'.
Рита Скитер, InterMedia

Последние новости