АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ - "ЧЕРНОВИКИ"

'Мистерия звука'. Релиз диска состоялся в апреле.

'Что до меня, так я не тот и не этот/Меня вообще очень сложно причислить к поэтам'.
Александр Васильев, 'Мне 20 лет'.
Обычно 'эволюцию творческого пути музыканта' демонстрируют сборники The Best, основная же идея 'Черновиков' в том, что здесь путь поэзии Александра Васильева иллюстрирован совсем не хитами. Это такой 'best с изнанки' - отложенные в долгий ящик и накрытые сверху хитовыми песнями произведения в свое время вышли на поверхность - именно тогда, когда их ценность сомнению не подлежит. И если предположить, что мифический (читай, пиратский) best 'Сплина' может играть как фон - в первую очередь, в силу 'замыленности' многих композиций, - то с 'Черновиками' этот номер не пройдет: сделанный в более чем минималистичной манере (гитара, вокал, бэк-вокал, флейта плюс запись в домашней студии), да еще с набором раритетов внутри, диск завораживает не с первого прослушивания - пока привыкнешь к звучанию, пока разберешь текст (не 'Муси-пуси', в конце концов).
Открывается пластинка композицией 'Кто-то не успел', датированная 1994-м годом и звучащая вполне в рамках 'Пыльной были': 'Завтра в этом доме будет чисто, если мы отыщем паука/Скорый поезд - сердце машиниста, стук колес в глазах проводника'. Видимо, одна из самых ранних публично озвученных песен Васильева, 'Мне 20 лет' - это практически поэма поколению ('Вот она жизнь, а податься в ней некуда/Вся боль впереди'), не без иронии, впрочем: 'Я мог бы найти себе толстую женщину, хозяйку, работницу, секс-бомбу на меньшее/Я не согласен, да никто не подпишется/И славно, одному мне куда легче дышится'. Эти 'Признания авантюриста Васильева', юного, неизвестного, одновременно циничного и романтичного, еще растащат на цитаты. Ранние песни - это те, о которых Васильев потом говорил, что форма в них превалирует над содержанием, имея в виду длинные витиеватые тексты. Они, с одной стороны, явно отражают настроение первого и реже второго альбома ('Пыльная быль' и 'Коллекционер оружия'), но действительно не хиты в общепринятом смысле: бодрая, сыгранной двухчетвертным боем 'Загладь вину свою', фолковая 'Корень Мандрагоры', очень простая по мелодике и ритму текста, но невероятно трогательная баллада 'Двое не спят'. Большая часть содержания 'Черновиков' знатокам 'Сплина' хорошо известна по концертам, эфирам и небезызвестному 'Анрелизу', лежащему в сети и даже использованному пиратами для mp3. Так что в принципе совсем неизвестных песен не так много, и композиции 'Двое не спят', 'Пурга-кочерга', 'Подводная лодка', 'Небо в алмазах' (ранее называвшаяся 'Где ты была?') открытием (и откровением) не стали. К давно известным, по-новому записанным относятся 'Бонни и Клайд', 'Скоро будет солнечно' и 'Мария и Хуана' - все не новые, но и не совсем ранние - это тот самый 'Сплин', о котором фанаты почему-то вспоминают с особой теплотой в голосе. Кстати, очень любопытно наблюдать, как в своем нынешнем состоянии Васильев исполняет ранние произведения, иногда меняя слова и общую манеру игры, но главное - озвучивая собственные мысли 15 летней давности. Главный возникающий вопрос слушателя: а как, собственно, автор сейчас относится к этим строкам?
Есть в 'Черновиках' и несколько песен авторства не-васильевского. Опусы эти ценны в силу своей редкости и единичности: 'Аделаиду' лидер 'Сплина' и Ян Николенко спели на юбилее БГ, 'Паузы' Макаревича в том же составе в эфире 'Муз-ТВ', 'На братских могилах' Высоцкого (запись вошла в дорогое издание диска) на кремлевском концерте ко дню Победы. 'Конец прекрасной эпохи' на стихи Иосифа Бродского, стоящая третьим номером на пластинке, резко выбивается из заданного первыми двумя композициями ритма: после несколько максималистских юношеских фолк-напевов сложнейший и очень 'загрузный' текст Бродского воспринимается как откровение. Разумеется, он очень отличается от поэзии Васильева, но феномен творчества последнего заключается в том, что он умеет исполнять чужие песни так, что, даже зная, чьему перу они принадлежат, слушатель абсолютно ассоциирует песню с Васильевым, - фирменные интонация и гитарный бой мгновенно делает песню именно его. Повторяю, при всем сознательном знании их авторства. Это очень редкое качество для человека, большую часть времени исполняющего свои песни.
Юлия Конторова, InterMedia.

Последние новости