"СЧАСТЛИВОГО ПУТИ": В ЭТОТ ВОЯЖ НАМ НЕ НУЖЕН БАГАЖ

Премьера комедии 'Счастливого пути' (Bon Voyage, Франция, 2003, режиссер - Жан-Поль Раппно, в ролях - Изабель Аджани, Грегори Деранжер, Жерар Депардье, Виржини Ледуайен, Иван Атталь) прошла в кинотеатре 'Пионер' 1 апреля.
За пару дней до начала немецкой оккупации, в серьезность которой никто не верит, кинозвезда Вивиан Данвер (Изабель Аджани) вроде как случайно убивает докучливого поклонника. Избавить ее от трупа она уговаривает подзабытого друга детства, литератора Фредерика (Грегори Деранжер), но тот попадает в аварию. Не понимающий, что происходит, неуклюжий и министр Бофор (Жерар Депардье) увивается за Данвер, а в это время генерал Роммель переходит французскую границу. В дальнейшем действие происходит среди эвакуационного бардака в Бордо, сцены которого своим антибуржуазным бурлеском напоминают бегство белогвардейцев из Одессы, неоднократно показанное в советском кино. Среди смешавшихся в одной растерянной толпе министров и маньяков, артистов и авантюристов, теряющих достоинство аристократов и т.п. Фредерик встречает случайного знакомого, пронырливого жигана и хулигана Рауля (Иван Атталь), ухаживающего за ассистенткой профессора-ядерщика (Виржини Ледуайен). Она потихоньку влюбляется во Фредерика, тот бегает за актрисой, профессор спасает от тупой полиции автомобиль с неким таинственным грузом, за которым уже охотится немецкая военная разведка.
Однако вся эта роскошная романтическая комедия любви и приключений служит лишь веселой сюжетной связкой. Главным же в фильме является исторический фон, на котором разворачиваются частные события. Для французов война - это во многом история капитуляции маршала Петэна и позор коллаборационизма. Одна из лучших сцен фильма - та, когда министры убеждают друг друга, что их патриотический долг - отступать, а воинская доблесть - сдаваться. Картины бегущих в Бордо парижан основаны на детских впечатлениях Жана-Поля Раппно.
Тем не менее блеск и остроумие, присущие этой картине, позволили говорить о реабилитации не просто французской комедии, но и французского кино в целом. Однако, при всем реальном великолепии, никакого ощущения ностальгического ретро здесь нет - это кино ХХI века, с элементами переваренного, к счастью, постмодернизма, похожее на слоеный пирог: живой тонкий юмор, красивейшие пейзажи, похожие на декорации к балету 'Жизель', и нарочитые, четко выверенные киноштампы, добавляющие здоровой иронии в восприятии основной сюжетной линии. Даже музыка композитора Габриэля Яреда мелодраматичностью напоминает скорее Адана, чем, к примеру, Владимира Косма, более привычного для подобной кинопродукции. Именно это добавляет фильму особенный шарм - так и следует возвращаться в большое кино. Изящно, блестяще и классически поэтично.
Борис Гришин, InterMedia

Последние новости