ЮРИЙ ШЕВЧУК
'Я вообще не люблю ностальгировать о прошлом, мечтать о будущем, я живу сегодняшним днем, настоящим, я чую это все, чувствую жизнь, чувствую время, и показатель этого - то, что много песен пишется. Господь не оставляет - это тоже радует. Суть творчества, искусства - в сопереживании. Если ты сопереживаешь этому миру, то ты есть ему творец, а если не сопереживаешь, то ты - мертвец. Ты просто обыватель, человек, которого ничто не интересует. Обыватель теряет свежесть чувств, и все ему приедается. Он говорит: "Ну шо, Маня, может, на Канары поедем?" "Та мы там были, Вася, да хера там делать?" И вот он мучается, понимаешь, он не знает, куда себя деть: бутылку взять или вторую. Ему ничего не интересно. А когда ты сопереживаешь, когда ты видишь этот мир и он тебя трогает - это и есть творчество. Остальное все фигня'.
(О САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ)
'Я когда приехал в Питер в первый раз - очень давно, в детстве - я этот город не увидел, я его почувствовал. У меня и тоска, и радость одновременно, такая сложнейшая гамма чувств, которую я до сих пор испытываю в городе Санкт-Петербурге. Я просто рад тому, что до сих пор сопереживаю городу, что я не живу среди камней, что все одухотворено. Питер меня до сих пор волнует. Как Блок, который выхаживал свои стихи, я просто брожу по городу ночами, какую-то парадную вижу необычную, какой-то подъезд, какое-то окно открытое, какой-то балкон, какую-то вязь романтическую ангелообразную на здании. И это все ржавеет, старится, рушится, умирает, но вместе с тем живет, дышит. И все это, конечно, рождает стихи, рождает музыку. Я помню, "Черный пес Петербург" я просто выходил. И вот эти три аккорда, минор такой, эта русская плясовая - они просто вошли в меня'.
(СЧИТАЕТ ЛИ СЕБЯ ДИКТАТОРОМ)
'Не, ну это все миф, очередной миф просто. Говорят, что я диктатор, но это бред. Я командир, а не диктатор:
Командир отличается тем, что первым идет в атаку. А диктатор - это тот, кто лежит и ничего не делает, а других заставляет трудиться, БАМ там строить или еще что-нибудь. Я с утра до ночи работаю. Вот такие расслабухи для меня редки. Я идеолог, у меня постоянно в башке что-то шевелится, постоянно я предлагаю новые идеи'.
(ОБ ИЗВЕСТНОСТИ)
'Я не буду кокетничать: известность - это необходимая составляющая моей работы. Это неизбежные условия труда, с которыми нужно мириться. Самый большой минус популярности вот в чем: любой художник - это наблюдатель. Я очень люблю быть незаметным и наблюдать за людьми. Люблю ездить в метро. А когда ты популярен - ты лишен этого осторожного взгляда. С другой стороны, известность и помогает, а иногда очень радует. Например, когда подходит совершенно незнакомый человек на улице и говорит: "Юрок! Старик, ты мне жизнь спас! Такая песня: я хотел руки на себя наложить, а потом послушал..." Тут даже не знаешь, что сказать'.
(О СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ)
'Я современную русскую литературу знаю. Знаю, кто такие Пелевин, Сорокин. Просто мне это не так интересно, не очень созвучно моей душе. Мне не нравится эта вечная депрессия, перерастающая в цинизм. Я вижу больше хорошего, доброго. Может, они мне поэтому и не созвучны. Потом, Пелевин ведь и не видит людей, для которых пишет. А я выхожу на сцену - и там двадцать тысяч молодых пацанов и девок вот с такими глазами светлыми и радостными. Понимаешь, я вижу время в глазах 16-18-летних пацанов, которые приходят к нам на концерты. И мы думаем похоже о мире. А Пелевин с Сорокиным своих читателей не видят никогда. Поэтому мне кажется, что я время чую лучше, чем они. Но может быть, я заблуждаюсь'.
(КЕМ ОЩУЩАЕТ СЕБЯ)
'Мне абсолютно наплевать, кто я: музыкант, писатель, поэт, очкарик. Я - просто я, и все. Можно ведь и соловья назвать музыкантом, можно и Диброва назвать певцом, и вот эти деревья - дровами. Но язык же не повернется... Да, я интеллигент. Многие стесняются себя так называть. А мне нравится это слово - хорошее, настоящее. Интеллигент - это в первую очередь человек с воображением. Только человек с воображением понимает красоту мира. В России в эти десять лет мы нарожали людей без воображения, которые не видят гармонии и красоты мира, которые могут нагадить в лесу, в стране, в душах людей, в мире в этом. Интеллигент - это не образование, это воображение и чувство единения с миром'.
(germany.ru, февраль 2004).