ТРИБЬЮТ 'СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ'

CD Land. Релиз альбома состоялся 17 декабря.
Трибьют - законнорожденное дитя поп-культуры конца XX века, апофеоз постмодернизма, взявшего за правило творчески перерабатывать наследие прошлого. Вырождение постмодернизма (есть для этого явления какое-то научное ругательное слово, но я его забыла) выразилось в том, что на смену творческому переосмыслению и заплетанию в свои тексты и музыку завуалированных цитат из классиков пришло простое переделывание и упрощение. В литературе это какой-нибудь бандитский комикс 'Анна Каренина', в кино - 'Даун-хаус', ну а в музыке, в частности, трибьюты (о плагиате тактично умолчим). Как бы ни ругали 'Кинопробы' - это был первый 'блин', местами он вышел комом, но там было все серьезно: отбор как песен исполнителями, так и готового материала - составителями. Сейчас же вновь создаваемые российские трибьютные сборники все больше и больше попахивают халтурой. Вот вышедшие к юбилею бит-квартета 'Секрет' 'Секретные материалы'. Сама идея поздравлять юбиляров исполнением их собственных произведений (причем тогда, когда они наконец-то собрались сделать это сами!) выглядит диковатой - все равно как если бы на дне рождения гости изъяснялись исключительно цитатами из речей именинника в его же присутствии. Но что сделано, то сделано. Сделано 'на тройку'. На юбилейных концертах это выглядело особенно очевидно. Хотя бы потому, что многие участники сборника даже не могли похвастаться личным знакомством с именинниками: им и сказать два слова перед выступлением было сложно. Создавалось ощущение, что они делали кому-то одолжение. Ну да бог им судья. Но ведь даже друзья 'Секрета' оказались в своих версиях не на высоте. Если Евгений Маргулис, спев 'Блюз бродячих собак' как настоящий тягучий и нудный блюз, можно считать, что пошутил, то музыкальное занудство 'Машины времени', 'ЧайФа', 'Сплина', 'СерьГи', сделавших, соответственно, из лирического 'Привета', трогательной 'Алисы', решительных 'Беспечного ездока' и 'Твой папа был прав' какие-то драмы со слезой, трудно чем-то объяснить. Во всяком случае, убить легкость в этих песнях им удалось на все сто. А номер Андрея Макаревича вообще лучше людям с неокрепшей психикой не слушать. Ничем не выделились и так же, как и вышеперечисленные, попытались 'подмять' песни 'Секрета' под свой стиль 'Чиж и Ко', 'Сети', 'Ва-банкъ' и Владимир Пресняков-младший.
Есть на трибьюте и светлые моменты. Во-первых, несколько исполнителей попытались просто, не выпендриваясь, сделать идентичные версии. Поэтому Николая Расторгуева ('Домой') и Валерия Сюткина ('Арина-балерина') слушать можно без опаски. Как ни странно, порадовал Ber-Linn со своей уже раскрученной версией 'Моей любви на пятом этаже'. Хотя, чего тут странного: это самый юный коллектив из представленных на сборнике. И их словесная перепалка в финале по поводу того, чья именно любовь живет на пятом этаже, выглядит вполне органично по возрасту и чину. И, наконец, то, что достойно крутиться по радио еще долго. Это выступления тех участников трибьюта, которые дали себе труд пофантазировать и придумать что-то непохожее ни на себя, ни на оригинал. Это хулиганская версия 'Твой папа был прав' 'Ленинграда' (кстати, питерские 'матерщинники' единственные представлены на сборнике двумя песнями, но 'Я люблю буги-вуги' Сергею Шнурову не совсем удалась, хотя исполнитель заранее за это извинился прямо в тексте), песенка заики-меломана 'Тысяча пластинок' в исполнении известных затейников из 'Ногу свело' и 'Одна в трехкомнатной квартире' от 'Ю-Питера', где Вячеслав Бутусов поет голосом робота.
Ну а вообще об идее этого трибьюта лучше всех сказал на юбилейном концерте 'старый и мудрый' Борис Гребенщиков: 'Когда в двадцать лет люди пишут прекрасные песни, а потом еще через двадцать лет их постаревшие друзья пытаются это перепеть - такую практику надо запретить законодательно!'. Подписываюсь под каждым словом.
Екатерина Алексеева, InterMedia

Последние новости