ГРИГОРИЙ ГЛАДКОВ

(О ТАБЛИЦЕ УМНОЖЕНИЯ, ПОЛОЖЕННОЙ НА МУЗЫКУ)
'Еще древние изобрели формулу обучения для детей - это образование плюс развлечение плюс воспитание. Идеальные песни, фильмы, сказки - те, в которых присутствует момент образования. А недавно выступал в школах и с удивлением для себя узнал, что таблица умножения до сих пор остается стрессом для детей. Как тут не помочь?<:> Я же перепел всю таблицу умножения, причем девять раз - в разных стилях: это и вальс, и колыбельная, и рок-н-ролл... Чтобы под таблицу умножения можно было засыпать, просыпаться, танцевать, гулять. И незаметно выучить. Я уже придумал в серию 'зубрилок' свою 'Географию', 'Исторические даты', для самых маленьких - азбуку и алфавит. Все в стиле 'Пластилиновой вороны', то есть легко, весело. Чтобы выучили и быстро двигались дальше. Теперь хочу еще сделать таблицу Менделеева. А поскольку ее изучают подростки, то и песни будут в стиле хип-хоп, рейв, техно...'
(О ЛЮБВИ К 'ДЕТСКОЙ' МУЗЫКЕ)
'У меня мама была заведующей детскими яслями. Я рос в атмосфере утренников, новогодних елок, детских стихов, песен. И учился в музыкальной школе по классу баяна. А баянист, который играл на этих утренниках, частенько запивал. Вот тогда-то мне приходилось его замещать: маму ведь нужно было выручать. С этого, в общем-то, все и началось. Но, по правде говоря, свои песни я считаю детскими только условно. Это скорее использование детского метода в творчестве взрослого. Как у художников-абстракционистов - Пабло Пикассо, других. Наверное, это единственный способ оставить в себе ребенка навсегда. Потому что мир детства - это мир фантазии, необыкновенной радости, ощущение постоянных открытий. Которое с возрастом, увы, проходит. <:> До 1991 года я выступал во взрослых концертах: проводил фестиваль кантри-фолк-музыки 'Фермер', был одним из создателей группы 'Кукуруза'. Но с 1991 года я стал выступать только перед российскими детьми. Потому что их бросили. Потому что считаю это своим долгом. Потому что это - профессия моей мамы. Может, из-за этого я потерял много денег: ни разу не выступал в ночном клубе, не пересекался с братвой, с попсой, но я считаю, что жизнь моя прекрасна. Свои песни стараюсь записывать с оркестрами. У меня обязательно звучат акустические инструменты: скрипка, банджо, балалайка, гитара, губная гармошка, баян. Потому что как примитивное искусство - так называемая попса - сейчас вытесняет классику, так и электроника вытесняет живую музыку'.
(О НЫНЕШНЕЙ СИТУАЦИИ С МУЗЫКОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ)
'Обратите внимание: ни на одном центральном канале нет детских программ, кроме обрезанной до минимума 'Спокойной ночи, малыши!'. Нет детских фильмов, детской мультипликации. А если и есть, то не имеет доступа на телеканалы. Руководители каналов заявляют, что все это 'не формат'. Считаю, это позор и даже преступление перед будущими поколениями. <:> Но пока еще дети знают детские песни. И только потому, что их поют в детских садах. Только потому, что есть еще герои-педагоги, которые за нищенскую зарплату на расстроенных, раздолбанных фоно играют детские песни, разучивают их с детьми. Если этот класс самоотверженных людей исчезнет, то и традиция детской песни, детской музыки уйдет навсегда. К сожалению, детский жанр не воспроизводится: молодые музыканты не хотят сочинять музыку для детей. Слава богу, живы наши классики - Владимир Шаинский, Евгений Крылатов, существует по-прежнему детская секция Союза композиторов с ее бессменным руководителем Мерабом Алексеевичем Парцхаладзе. Очень многие умерли: Юрий Чичков, Михаил Пляцковский, который многим музыкантам помог состояться, Борис Савельев. Всех этих людей я и считаю своими учителями. Так же, как и Моцарта, Бетховена, Чайковского, Мусоргского, Рахманинова...'
('Московский комсомолец', 19.01.2004).

Последние новости