'ЛЕНИНГРАД' - 'ДЛЯ МИЛЛИОНОВ'

'Мистерия звука'. Релиз диска состоялся в ноябре.
'Держите меня семеро, буду как Аркадий Северный', - провозгласил Шнур год назад и попытался навалять целый альбом блатных песен. Получилось слабенько, но общественность отнеслась к инициативам Сергея Владимировича с пониманием и не очень ругалась. Потом Шнур примерял на себя маску Эннио Морриконе и сочинил для бандитского фильма 'Бумер' несколько душещипательных мелодий, потом бегал без трусов по коридорам 'Олимпийского' на вручении музыкальной премии 'Муз-ТВ' - короче, развлекался как мог. Собрав подшивку хвалебных рецензий, лидер группы 'Ленинград', вероятно, решил, что его самолюбие потешено в достаточной мере, и выдал наконец именно тот альбом, который от него давно ждали. Потоки мата, дикий аранжировочный разгул и восьмикратное прокрикивание слова из трех букв в начале диска - не зря эта пластинка называется 'Для миллионов'. Шнуров, похоже, и сам соскучился по 'классическому' 'Ленинграду' - во всяком случае проходных треков здесь гораздо меньше, чем на любом из предыдущих номерных дисков группы. Почти каждый номер чем-то хорош: если не изощренным издевательством над уже написанной чужой музыкой, то вольным обращением с русским языком.
Когда совпадает то и другое, получаются радиохиты. В 'Х:ямбе' 'Ленинград' использует нечастые на рок-сцене латино-ритмы - от мамбы до убыстренного танго. Под это жизнеутверждающее безумие Шнур выкрикивает довольно бессмысленный набор слов 'мэджик пипл, вуду пипл', чем-то напоминая темповые хиты 'Воплей Видоплясова'. В 'Ноу ноу фьюче', музыка которой понахватана где попало - от гангстерских боевиков до джаз-банд, - слушательский гогот вызывают прозаические отступления Шнура про 'пидоров, которые кричат 'Король и шут', и переизбыток, б:, гитаристов в стране, где стоят заводы. Ска-композиция 'Распи:дяй' представлена на диске в двух видах, в том числе в так называемой 'радиоверсии'. Без мата, что ли? - может подумать неискушенный в шнуровском юморе потребитель. Нет, просто в 'радиоверсии' распевный рефрен 'ай-яй-яй-яй, я - распи:дяй' исполняется нежными женскими голосами. Минималистскую 'Зину' мне доводилось слышать в почти 'а-капелльной' версии: Шнур аккомпанировал себе на 'денежке', то есть тряс зажатыми в кулаке монетками. С тех пор произведение, увы, обзавелось каким-никаким инструментальным сопровождением и лишилось строчек 'приходи ко мне, мон ами, будем пользоваться презервативами', частично перешедших в другой хит, о котором речь пойдет ниже. 'Х:ня' - романс в духе Александра Ф.Скляра, привлекательный идиотским нецензурным припевом. В 'Дорогах' Сергей Шнуров подражает Владимиру Высоцкому, и небезуспешно: трек напоминает записи, которые Владимир Семенович делал в сопровождении инструментального ансамбля 'Мелодия'. 'Оле-оле' - очередная футбольная песня во славу петербургского 'Зенита'. Интересно, что в ней отражена соль отношения ленинградских болельщиков к своему футбольному клубу: композиция о том, что команда плохонькая, но наша, поэтому надо не судить ее строго, а постараться получить удовольствие от бухалова на стадионе.
Шнур, надо отдать ему должное, не только калькировал свои прежние удачи, но и предложил нечто новое, о чем со свойственной ему скромностью и сообщил: 'До этого был рэп - полная х:ня, но теперь за дело принялся я'. На диске есть несколько опытов в данном жанре: шнуровские экзерсисы выгодно отличаются от типичных хип-хоперских творений полным отсутствием угрюмой серьезности. Знаменитый трек 'Меня зовут Шнур' - фактически сертификат талантливости скандального музыканта. Всего-то и делов - продрал коллег по эфиру 'Нашего радио'. Но, во-первых, остальные-то сделать это поленились (или посчитали недостойным для себя), а во-вторых, Шнур так ладно скроил чужие строчки, что они превратились в россыпи его остроумия. В стиле рэп выполнены также 'Менеджер' и кавер-версия 'секретовской' 'Папа был прав'. 'Папа был прав, папа был прав, дура!' - вопит Сергей Шнуров, и как ни странно, эта нетривиальная версия не вызывает отторжения. Нетрудно представить себе Николая Фоменко, для прикола исполняющего свою песню в шнуровском прочтении.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости