'АЛИСА' - 'БЕЗ КРЕСТА'

Продюсерский центр Игоря Матвиенко. Релиз сингла состоялся в октябре.
Нам внушают: Кинчев требует особого подхода. Не Кинчев-человек (Константин Евгеньевич Панфилов, русский, православный христианин, лидер рок-группы 'Алиса'), но Кинчев-явление. Духовные искания неистового рокера, его путь к православию и то, что он нынче проповедует со сцены, заставляют музыкальную прессу относиться к 'Алисе' не как к ансамблю, но как к некой важной и объемной функции. Привычный шоу-бизнесовый стандарт новостей - клип, альбом, интервью, тусовка - здесь считается мелким и не котируется. Ощущение такое, что, садясь за материал о Кинчеве, всякий журналист светлеет ликом, напрягает память, перебирая в ней религиозные термины, и пишет не о музыке 'Алисы', но о расплывчатых православно-патриотических материях. Судя по синглу 'Без креста', предваряющему выход альбома 'Сейчас позднее, чем ты думаешь', сия метода неизвестно с чьей нелегкой руки считается единственно правильной. К диску о трех песнях прилагается 28-страничный буклет, содержащий десять (!) статей об 'Алисе' и ее новой пластинке. О пластинке - вскользь, между делом, зато о Кинчеве - витиевато-многомудрые абзацы, изо всех сил пытающиеся соответствовать поэтической манере Константина Евгеньевича. Пока все прочтешь, сингл успеет прокрутиться раз десять. И кто-то же заказывал эти тексты видным рок-обозревателям страны, и кто-то же ждал от них рассуждений об извилистом пути Кинчева к себе сегодняшнему, и кого-то не смущало, что рассуждения в этих эссе и трактатах будут мало отличаться друг от друга и того, что успели написать про 'Алису' раньше! Достигнутый результат заказчика должен удовлетворить: подержишь такой диск в руках, полистаешь буклетик - и прям подмывает, размахивая хоругвями, бежать за Кинчевым в церковь или на худой конец крепко задуматься о своем духовном самоопределении.
А без буклетных излияний это был бы просто диск из трех заметных, но не сносящих башку песен. Композиция 'Жизнь без креста' иллюстрирует кинчевские метания не хуже всех вышеописанных журналистских исследований. Это очень типичная 'алисовская' песня с характерной интонацией, мелодикой и вокальными приемами, какая могла быть написана Кинчевым и 10, и 15 лет назад. Изменились только тексты - и то, признаться, не слишком. Красивые, сильные образы всегда были сильной стороной талантливой кинчевской поэзии. Большинство слушателей не воспринимали их буквально - рок-стихи вообще выше ценятся, когда не бьют в лоб, а позволяют самостоятельно доискаться до смысла. Эта многомерность из кинчевских стихов не пропала, но ее тщательно вытравляют: с помощью буклетных статей и участвующих в пресс-конференциях священнослужителей до слушателя доносится 'правильное' значение песен, а Кинчев-художник не может и не хочет противостоять Кинчеву-православному. Его право, однако завершающая сингл цоевская 'Песня без слов', к которой уж никак не прилепишь церковную риторику, выглядит приятной возможностью отдышаться от нескончаемых проповедей и просто помянуть незлым, тихим словом русский рок 80-х. Еще один трек сингла - 'Родина', - обладая всеми признаками современной песни 'Алисы', примечателен тем, что здесь здорово поет дочка Кинчева Вера, а папа у нее на 'бэк-вокале'. Детский голос, старательно копирующий отцовские интонации, действует как-то расслабляюще, и необходимость концентрироваться на религиозно-эпическом смысле песни кажется не такой уж острой.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости