ИРАНСКАЯ ПЕЧНАЯ ТРУБА - СИМВОЛ СКОРБИ ПО АМЕРИКЕ

Первый показ фильма "11 сентября" в рамках программы "8 1/2 фильмов" Петра Шепотинника прошел в зале Службы кинематографии 20 июня.
Картина состоит из 11 самостоятельных фильмов, и в каждом выдающиеся режиссеры из разных стран выразили свое отношение к событиям 11 сентября. Каждый мини-фильм длится ровно 11 минут, 9 секунд и 1 кадр. Это 11 личных, свободных от конъюнктуры и давления точек зрения, 11 картин, сделанных в разных жанрах и по-разному, в том числе и диаметрально противоположно оценивающих произошедшее. От метафор японцев к гиперреализму, от тихой скорби к откровенному вызову (припомнили США и вмешательство в чилийский конфликт 1973 года, и ряд других моментов).
Однако, несмотря на совершенно разную стилистику, расставленные акценты и даже видимую невооруженным глазом разницу между очень сильными и откровенно слабыми эпизодами, фильм получился очень цельным. Контрасты и специфика каждой участвующей страны создают полотно, и как когда-то в советских учебниках географии рисовали 15 девушек в национальных костюмах, так и эти маленькие эпизоды ярко и точно характеризуют каждую страну.
Первый фильм - иранского режиссера Самиры Махмальбаф - отправляет зрителя в иранское поселение беженцев и школу. Дети рассуждают, может ли Аллах убивать людей с помощью самолетов или не может, а молодая учительница пальцем изображает стрелку часов, пытаясь заставить учеников почтить минутой молчания память погибших в США. Горе далекой Америки маленьким беженцам не очень понятно, им, как и всем детям на земле, ближе то, что происходит рядом - вот человек свалился в колодец и погиб, а второй бросился ему на помощь и сломал ногу. У них свое, детское, но твердое убеждение в знании жизни и смерти и свой язык символов: в Америке башни Всемирного торгового центра, а в Иране - бесконечно высокая для детских глаз труба печи, из которой вьется дымок. 11 сентября - это дымок скорби.
Фильм Клода Лелюша переносит нас на Манхэттен, в квартиру глухонемой женщины и ее возлюбленного. Беззвучно играют клавиши пианино и так же беззвучно на экране телевизора взрываются башни. Героиня не видит экран, она занята своей личной трагедией. И вдруг вздрагивает бокал, тревожно лает собака, что-то происходит, но что? Очень тихий и очень страшный фильм.
Сменяют друг друга самостоятельные эпизоды: как восприняли трагедию в разрушенной Боснии, где оставшаяся без крова героиня и молодой инвалид войны каждый месяц ходят на городскую площадь на демонстрацию; как в центре Тель-Авива врачи и спасатели, работающие в эпицентре очередного теракта, узнают о случившемся. Соседствуют жесткая реалистичная трагедия индийской женщины, чей сын был обвинен в причастности к трагедии, а потом объявлен героем (в основе - документальный факт), и откровенная комедия про нищих подростков из Буркина-Фасо, мечтающих заполучить Бен-Ладена и положенные за его поимку 25 миллионов.
Смотреть все это страшно. Видеть отчаяние американцев, воюющих боснийцев, страдающих матерей и детей-беженцев страшно. Одно только маленькое, субъективное "но": эпизоды рассказывают о событиях всего двухлетней давности, а фильм-то художественный, сцены в основном игровые, и рано или поздно начинаешь воспринимать сам повод как художественное средство, а потом ловишь себя на этом. И становится еще страшнее.
"11 сентября" (11'09''01, Франция-Великобритания-Израиль-Египет-Босния-Герцеговина-Япония, 2002, режиссеры - Самира Махмальбаф, Клод Лелуш, Юсуф Шанин, Денис Танович, Идрисса Кедраого, Кен Лоуч, Алехандро Гонсалес Иняриту, Амос Гитай, Мира Наир, Шон Пенн, Шоей Имамура).
Юлия Конторова, InterMedia

Последние новости