ЕВГЕНИЙ ГРИШКОВЕЦ И "БИГУДИ" - "СЕЙЧАС"

Real Records. Релиз диска состоялся в декабре.
Первое ощущение от пластинки - что это римейк монолога Баширова из "Ассы" ("Юра - один. Но Титов! Я был нетрезв, я приношу свои извинения"): бормотание, внутреннюю логику которого может понять только сам оратор. Вы, наверно, встречали в транспорте сумасшедших или очень пьяных людей, ведущих напряженную беседу сами с собой - с аргументацией, смысловыми ударениями, резкими выпадами в адрес оппонирующего "второго я". И часто этот бред действует магнетически: никто ведь не заставляет вслушиваться в болезненный монолог умалишенного - а вслушиваешься.
Но то первое ощущение. Вообще-то альбом не об этом. Вспомнились развешанные много лет назад рекламки какого-то сектантского проповедника, приезжавшего в Москву: "человек, говорящий с людьми". Эти четыре слова сейчас лучше всего подходят для определения Евгения Гришковца - вообще-то драматурга и режиссера, но все чаще фигурирующего в качестве "персонажа". Модного персонажа, не попавшего на все журнальные обложки только потому, что его небритое интеллигентное лицо пока узнают в достаточно узких кругах. Впрочем, круги неуклонно расширяются, ибо драматург, режиссер и персонаж говорит с людьми все чаще и больше. Он выступал с монологами по московским клубам, он гнал свои, как выразился бы Децл, "телеги" в странном реальном сериале "Деньги", а теперь выпустил их на диске. Если бы Гришковец зарабатывал только монологами, он бы стал первым человеком, сделавшем бизнес на простом трепе из серии "встретимся, посидим, попи...дим".
Тексты Гришковца посвящены очень простым вещам - своему городу, летнему отпуску, первой утренней сигарете, походу в ресторан, дорожным пробкам. Он фиксирует детали, он смакует подробности, которые приходили в голову многим, но те не решились их записать и опубликовать, посчитав мелочью. И интонация выбрана правильно: Гришковец не пытается рассмешить или научить, он просто негромко делится наблюдениями, не боясь показаться банальным. Особенно убедительными получились "Пробки-буги" (тут не наблюдения, а узнаваемая стенограмма телефонных звонков человека, намертво застрявшего в автомобильной пробке), "Настроение улучшилось", "Лето" и те фрагменты, где текст читает блистательная Татьяна Друбич (опять ассоциация с "Ассой"!). Несколько раздражает навязчиво появляющаяся в разных монологах тема автомобилей и пробок - однако эти повторы свидетельствуют о том, что Гришковец разговаривает не по заказу, а только о том, что волнует. Да, я чуть не забыл упомянуть группу "Бигуди", обеспечившую автору музыкальное сопровождение. О работе калининградских электронщиков хочется сказать словами из трека "Гвардейск-Ибица": здесь должна звучать "вот такая музыка. Только такая музыка. Именно такая". Теплая, обволакивающая и не отвлекающая от главного.
Единственный существенный недостаток изобретенного Гришковцом жанра заключается в его одноразовости. Рассказывать одну и ту же историю всегда одинаково - скучно, а аудионоситель не предусматривает вариативности. Поэтому в желании переслушать этот диск, право, есть нечто маниакальное.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости