РЕЦЕНЗИЯ НА МЮЗИКЛ "НОРД-ОСТ"

Мюзикл идет в ТЦ на Дубровке с 19 октября 2001 года.
Я смотрел "Норд-Ост" 1 февраля. К этому времени мюзикл шел уже несколько месяцев, сопровождаемый положительными отзывами и рецензиями. Феномен зрелища, от которого ни у кого не остается отрицательных эмоций, вызывал любопытство. Не может быть такого, подсказывал накопленный за годы освещения реалий шоу-бизнеса жизненный опыт.
На самом деле, в спектакле при желании можно найти массу недочетов. "Иваси" возможно, самые талантливые композиторы среди бардов, но для эстрадного спектакля их музыке не хватает некой изощренности: она слишком простая, явная, бесхитростная. То же можно сказать о либретто по мотивам романтико-приключенческой повести Вениамина Каверина "Два капитана": все достаточно схематично, дружба - хорошо, предательство - плохо, Николай Антонович и Ромашка предстают в образах просто-таки опереточных злодеев, а положительные герои положительны до исступления. Нашумевший бомбардировщик в натуральную величину не садился на сцену, а минут пять плашмя опускался на нее - трюк, спецэффект, и ничего более. Но штука в том, что все эти как бы недостатки ничего не значат для человека, сидящего в зрительном зале. Снимаю шляпу перед создателями "Норд-Оста": перед волшебной силой их искусства отступают и цинизм, и жизненный опыт, и профессия критика. Эти три часа, что идет спектакль, зрителю отчаянно хочется, чтобы у Сани Григорьева и Кати Татариновой все было хорошо. Умом он понимает, что в мюзиклах не бывает плохого конца, к тому же он читал "Два капитана" и помнит финал, но это совершенно не важно. Когда Саня обнимает в финале Катю, хочется плакать от счастья. Вместе с этим - потрясающий эффект от музыкального спектакля! - почему-то хочется гордиться простыми романтиками, отважными летчиками, своей страной, верить в дружбу, бороться, искать, найти, не сдаваться.
Вряд ли чеченские террористы, планируя захват заложников, целились именно в эти идеалы. Скорее всего, бывший ДК ГПЗ был для них просто удобным объектом: здание расположено недалеко от центра столицы, но вместе с тем в довольно глухом районе, к нему можно подъехать с разных сторон, территория вокруг здания хорошо просматривается. Архитектура зала, где идет "Норд-Ост", типична: подобных несуразных ДК в Москве десятки, но только в одном из них идет зрелище, собирающее по тысяче человек за вечер. Бандиты не целились, но попали без промаха в идеалы добра и общечеловеческие ценности, проповедуемые мюзиклом. Тем более шокирующим стало известие о теракте. При всем уважении к другим идущим в Москве мюзиклам, они выполняют сугубо развлекательную функцию; это модный отдых для обеспеченных слоев населения: отметился и забыл. "Норд-Ост" заставлял сопереживать, помогал стать лучше. А это значит, что в начале второго акта 23 октября бандиты захватили в плен почти тысячу очень хороших людей, на месте которых мог оказаться каждый из нас. Ужасен сам контраст между радостью, счастьем и гордостью, испытываемыми зрителями во время спектакля, - и дикими унижениями, которым они подвергались следующие двое с половиной суток. Скорбим вместе с родственниками погибших.
Сейчас звучат разные мнения о дальнейшей судьбе "самого известного мюзикла в мире" (не дай Бог, кому-нибудь еще получать такую рекламу). Некоторые говорят, что нельзя возобновлять спектакль в этом страшном месте. Мне думается, что восстановление показов "Норд-Оста" в ТЦ на Дубровке станет лучшим памятником жертвам теракта. "Норд-Ост" может и должен стать символом всего доброго и светлого, что в нас есть, напоминая при этом, каким жутким и страшным иногда бывает этот мир. А стекла поменяем.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости