«ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА» - «ЗВЕЗДОПАД»

«Хор». Диск предоставлен компанией «Мистерия звука». Релиз состоялся в мае.
Знакомые, случайно услышавшие звуки «Звездопада», реагировали странно, нелицеприятно высказываясь относительно качества записи. Например, прозвучал такой вопрос: это что, на концерте записано? Другое предположение касалось того, что студийная работа происходила в сортире. Помилуйте, господа. Это же «Гражданская оборона», она всегда звучит так, будто записана на диктофон из зала или в сортире под аккомпанемент сливающейся воды. Ревнителям качественной записи будет любопытно узнать, что как раз-таки «Звездопад» «Гражданке» удалось свести вполне пристойно. По своим меркам, естественно.
Еще собеседники считали своим долгом поразмышлять на тему, зачем вообще Егор Летов решил перепеть советские песни «Ветер северный», «На всю оставшуюся жизнь», «Солнце взойдет», «На дальней станции сойду» и т.д. Может, сам писать разучился? Или решил денег заработать? Или денег решили заработать его продюсеры, заставившие Летова сделать коммерчески привлекательный альбом? Каждое из мнений имеет право на существование, хотя версия с продюсерами, мягко говоря, фантастична: его заставишь, пожалуй. Можно также предположить, что подобным диском лидер «Гражданской обороны» отдает должное коммунистической идеологии, некогда искренне его привлекавшей. В то же время кажется, что применительно к Летову любые размышления относительно «зачем» лишены смысла. Поэтому поговорим о том, «как».
Идею спустя пять лет после «Старых песен о главном» выпустить альбом кавер-версий можно было посчитать нелепой, если бы за это дело взялся кто-нибудь другой, а не Егор Летов. Он перепел хиты времен расцвета соцреализма, не обращая ни малейшего внимания на аналогичные попытки предшественников. Не исключено, что о моде на кавер-версии лидер «ГрОба» вовсе ничего не знает. Каждая песня оставляет ощущение, что поет даже не второй, а первый исполнитель, к тому же сам ее и сочинивший. Думаю, слабо разбирающиеся в советской эстраде поклонники «Гражданки» очень удивятся, узнав, что «Каравеллу», «Песню о циркаче» и «На дальней станции сойду» придумал не Егор - настолько они получились типичными для «ГО». Летов поет в своей тревожной манере, растягивая слова и нагоняя тоску. «Звездопад» серьезно подтачивает сложившийся благодаря СМИ и безмятежным перепевкам музыки тех лет пасторальный образ 70-х годов, которые в народном сознании сейчас представляются чуть ли не золотым веком в истории России. Вместо блаженного умиротворения, каковое полагается испытывать, услышав старую песню в старательном новом исполнении, альбом «Гражданской обороны» вызывает совсем иные чувства: будто смотришь фильм про войну и знаешь, что кто-то из пока улыбающихся героев точно погибнет. Летов не пощадил даже произведения, теплые и позитивные по определению: «Солнце взойдет» и «Город детства». Хоть ни одной буквы текста не изменено, они столь же мрачны и безысходны, как и все остальные. Как взойдет, так и сядет.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости