«РАББОТА ХО» - «РЕПЕТИЦИЯ БЕЗ ОРКЕСТРА»

«Мистерия звука»/«Гоголь 1». Релиз диска состоялся в апреле.
В те времена, когда записывалась эта пластинка (1989 год), сила печатного слова была весомее, чем теперь. Всякому, кто интересовался отечественной рок-музыкой, гораздо легче было прочитать про нее, чем послушать. Выходили многочисленные самиздатовские журналы, и все, кому надо, знали, где их приобрести. В этих изданиях публиковались аналитические материалы, репортажи с фестивалей, новости полуподпольных музыкальных коллективов и т.д. К русскому року тогда относили не только то, что сейчас подразумевается под этим понятием, но и разные авангардные проявления - перфомансы, шумовые эксперименты, использование нестандартных инструментов и т.д. Наиболее продвинутые перестроечные издания либо использовали самиздатовские материалы, либо сами пытались писать в том же духе. В результате у читателя создавалось впечатление, что рок-жизнь в стране кипит, творческий поиск бурлит - и самое интересное происходит где-то вне контекста телевизионного и пластиночного мейнстрима. Например, неизвестный автор писал с фестиваля в каком-нибудь Северодвинске: группа Икс подготовила новую хард-роковую программу, группа Игрек - вообще сейчас самая главная в русском роке, а группа Зет вышла на сцену пьяной, и музыканты были похожи на придурков. Проверить информацию не представлялось никакой возможности, и автору приходилось верить. Рекорд-индустрия резко отставала от газетного бума: на виниловых пластинках издавались в основном коллективы с именем; в киосках звукозаписи ассортимент был разнообразнее, но на видных местах, естественно, тоже лежал самый ходовой товар. Поэтому все знали из прессы имена «Рабботы Хо», «Коллежского асессора», «Рукастого перца» или «Облачного края», заочно, основываясь на печатном слове, уважали их - но мало кто слышал магнитоальбомы этих групп.
Теперь наконец появилась возможность, отринув навязанное впечатление, составить собственное - единственный альбом «Рабботы Хо» переиздан на компакт-диске. Немногие посвященные, знакомые с творчеством Сергея Поповича и Ко с конца 80-х, все это время отзывались о пластинке восторженно. Что неудивительно - музыкальное мышление участников «Рабботы», оказывается, работало именно в том направлении, каковому неизменно радуются снобы-критики: отсутствие внятных мелодий, тревожные, психоделические звуки, странные тексты, оригинальное звукоизвлечение. «Репетиция без оркестра» ценна космополитизмом в широком смысле этого слова - почти отсутствуют привязки ко времени, месту и стилю (за исключением качества записи). Альбом сделан в 80-е в Советской Украине - мог бы в Британии в 90-х; солист поет русские слова - мог бы любые звуки; песни не запоминаются - как и произведения музыкальных авангардистов всех времен и стран. Диск пригоден для однократного удивления по поводу нездешней фантазии его создателей, но не вызывает желания слушать его снова.
Самое смешное, что сейчас одну из самых уважаемых рок-групп 80-х «Рабботу Хо» вряд ли взяли бы на главную рок-радиостанцию. Экспериментаторы со свистом пролетают мимо уютного, предсказуемого, коммерчески успешного русского рока начала ХХI века. Появись сегодня Сергей Попович в Москве с таким проектом - никуда бы его не пустили, кроме, может быть, клуба «Дом».
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости