СБОРНИК «МУЗЫКА К ТЕЛЕВИЗИОННОМУ ФИЛЬМУ «АЗАЗЕЛЬ»

Real Records. Релиз диска состоялся в марте.
Как известно, «музыка к телевизионному фильму» «Азазель» в самой картине не звучала. Это вызвало неудовольствие выпускающей компанией, но совершенно не удивило телезрителей. С самого начала затея иллюстрировать «Азазеля» романсами в исполнении рокеров казалась странноватой. Похождения Фандорина - это ведь русский ответ Джеймсу Бонду. Неправдоподобие сюжета, опереточность злодеев и суперменистость Эраста Петровича, неуязвимого ни для пули, ни для хлороформа, требуют соответствующего саундтрека - современного, динамичного и хитового. Тина Тернер, Шерил Кроу, Garbage и т.д. В крайнем случае - «Би-2», «Сплин», «Смысловые галлюцинации», но с актуальным репертуаром. И тогда Эраст Фандорин стал бы неотличим от Данилы Багрова. С другой стороны, если бы каждые пять минут сериала звучал какой-нибудь романс, в титрах следовало написать «кинокомедия».
Единственное, что по-настоящему роднит творчество Бориса Акунина с ретро-проектом «Реала», - так это слово «стилизация». Писатель Чхартишвили развлекается с языком позапрошлого века, и у тех читателей, кто не знаком с произведениями Лескова и Гончарова (нарочно не упоминаю здесь куда более раскрученного Пушкина), возникает стойкое заблуждение, что детективы Акунина повышают их культур-мультур. Стилизация камерных романсов в исполнении героев хит-парадов выполняет ту же функцию - и исполнители, и слушатели верят в пользу прикосновения к классике, пусть и в такой адаптированной форме. Увлечение стилизациями не так уж невинно, как может показаться. Есть яркий архитектурный пример. Люстры на станции метро «Пушкинская» стилизованы под старину и выглядят в целом строго и торжественно. Но открывается смежная станция «Чеховская», и пассажиры видят, что лампы топорно и тупо стилизованы под люстры с «Пушкинской»! Вот и оформители «Азазеля» забацали обложку под старину, но перепутали арию Ленского с ариозо. Дескать, покупателю-то какая разница.
Как бы то ни было, имеется пусть и не относящийся к сериалу «Азазель», но все-таки небезынтересный диск романсов, спетых Шахриным, Шевчуком, Лагутенко и: Витасом. Обнаружилось два подхода к камерной музыке. Одни исполнители («Чичерина», «Колибри», «Несчастный случай», «Ночные снайперы», «ЧайФ», Борис Гребенщиков, Пелагея, Александр Иванов) постарались сделать доставшиеся им романсы в более-менее классическом духе. У опытных в этом деле БГ, Пелагеи с ее фольклорной подготовкой и Кортнева получилось вполне, Чичерину и «Мультфильмы» можно похвалить за старание, Шахрина чрезмерное старание как раз и подвело, «Снайперы» выступили как-то холодно, а хрипы лидера «Рондо» в образе Ленского не надо показывать настоящим исполнителям романсов, и все будет хорошо. Другие, напротив, адаптировали песни к своей привычной манере. Здесь тоже есть удачи и неудачи. К первым относятся запоминающиеся треки Лагутенко и Шевчука, ко вторым - слишком уж театрализованное пение Гарика Сукачева и Максима Покровского.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости