СКАНДАЛ В БЗК: ЗАГРАНИЧНОМУ ГОСТЮ УСТРОИЛИ «ТЕПЛЫЙ» ПРИЕМ

Концерт всемирно известной аргентинской пианистки Марты Аргерих состоялся в Большом зале консерватории 20 марта. Вместе с ней в концерте приняли участие дирижер Александр Рабинович-Бараковский и Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского (художественный руководитель - Владимир Федосеев). Выступление Марты Аргерих, организованное артистическим агентством «Краутерконцерт», стало первым из двух запланированных в Москве. Второй вечер состоится в Концертном зале им. П.И.Чайковского 22 марта.
Марта Аргерих выступала в России более 10 лет назад на «Декабрьских вечерах» Святослава Рихтера в ГМИИ им. А.С.Пушкина, и теперь в память о дорогом коллеге и друге посвятила нынешний концерт в БЗК ему (20 марта Рихтеру исполнилось бы 77 лет). В программе концерта прозвучали симфоническая поэма «Дон-Жуан» Рихарда Штрауса, Концерт для фортепиано с оркестром Роберта Шумана, Первый концерт для фортепиано с оркестром Ференца Листа и «Красивая музыка 3» Александра Рабиновича-Бараковского.
Прославленная пианистка продемонстрировала виртуозное владение инструментом и глубину трактовки произведения. И в концертах композиторов-романтиков проявила свой индивидуальный исполнительский стиль, который отличает редкое сочетание эмоциональности, аристократизма и скрупулезности полифонического мышления, при котором каждая мелочь имеет значение, а каждая нота и пауза художественно оправданы.
Неожиданностью для всех стала премьера «Красивой музыки 3» Александра Рабиновича-Бараковского. Сочинение 1977 года, построенное, согласно стилистике минимализма, на двух мотивах и трех аккордах, расцвеченное большим количеством разного рода звуковых эффектов, но чересчур затянутое, негативно отразилось на нервной системе трепетного российского слушателя. Поначалу заинтригованная аудитория довольно быстро разобралась в концепции произведения и принялась скучать в ожидании заключительной каденции. Когда терпение было на исходе, публика начала нервно веселиться. Наконец, простимулированный тихим свистом с галерки, зал погряз в хохоте и аплодисментах.
Оскорбленный маэстро, не в силах сдержать праведного гнева, замахнулся в зал палочкой и покинул сцену. Публику устроило прекращение звучания надоевшей музыки, но не устроила капризная выходка Рабиновича-Бараковского. Впрочем, среди меломанов высказывались предположения, что музыка специально была рассчитана композитором на определенную психологическую реакцию публики и жест маэстро - часть запланированного шоу. Пессимисты утверждали, что гастроли музыкантов можно считать завершенными.
В эту минуту на сцену поднялся пианист Алексей Любимов, потребовал тишины и громко произнес со сцены: «Сами себя выставили идиотами!» Народ возрадовался, и те, кто только что захлопал неугодную музыку, закричали: «Правильно!». Далее, чтобы исправить положение, зал решил учинить обиженному автору овацию, как бы извиняясь за невольный порыв и уверяя в совершеннейшем почтении. Несколько минут неистовых рукоплесканий с криками «браво» и топаньем ногами, являвшими высшую степенью одобрения, вернули-таки композитора и дирижера общественности, чтобы тот закончил свой опус. После финального аккорда теперь уже исполненный самых нежных чувств к автору зал повторил овацию уже в превосходной степени.
Хорошо, что завершала вечер все-таки виновница торжества Марта Аргерих, которая вернула концерт в нормальное творческое русло и отвлекла перевозбужденную публику от форс-мажора. В качестве долгожданной «бисовки» пианистка сыграла запредельно трудную по технике Сонату ре минор Доменико Скарлатти, и все окончательно стало на свои места - героем дня остался тот, кто должен был им быть по праву.
Татьяна Давыдова, InterMedia

Последние новости