МУРАД КАЖЛАЕВ - «ГОРЯНКА»

Russian Disc. Диск предоставлен РГМЦ и ТВ.
Шедевры советского искусства для кого-то ностальгически пленительны, для кого-то ненавистны. Мысленно возвращаясь в обстановку времен застоя, мы получаем возможность оценить культурные достижения эпохи в новом социальном контексте. Поводом поразмыслить над этим стал двойной юбилей Мурада Кажлаева, который в этом году отметил свое 70-летие и 50-летие творческой деятельности, а также выход альбома из двух дисков с балетом Кажлаева «Горянка».
Мурад Кажлаев известен как автор первой дагестанской симфонии - «Картины Дагестана» (1955, вторая редакция - 1960) - и первого дагестанского балета «Горянка» (1968), созданного по поэме Расула Гамзатова. Выбор поэмы своего земляка в качестве сюжетной основы для Кажлаева был не случаен. Одной из официальных тем конца 70-х была борьба с пережитками и предрассудками прошлого, поэтому личная трагедия главной героини горянки Асият, протестующей против жестких законов и обычаев горцев, рассматривается через призму социальных идей. Эта некогда злободневная тема дагестанской литературы, живописи, театра не раз привлекала Мурада Кажлаева и до «Горянки». В этом же ключе написаны симфоническая сюита «Тучи покидают небо», триптих прелюдий - «Созидание», «Плач», «Протест».
Тяготение к программности, театральности образов, интерес к народным танцам обусловили обращение композитора к балету. Сразу после премьеры «Горянки» в театре им. Кирова (ныне Мариинском) критики отмечали яркую жанровость номеров и красочную изобразительность. Музыка балета этнографична, естественно, до той степени, которую позволяют рамки балетного жанра. Прежде всего, это касается танцев (кумыкский, аварский, лакский, лезгинский), которыми насыщена партитура.
Музыкально-драматическое развертывание балета основано на едином движении через ряд кульминаций, и Академический большой концертный оркестр им. Юрия Силантьева, в чьем исполнении звучит музыка балета, чувствует динамику. Надо полагать, что исполнение сочинения полностью соответствовало замыслу автора, который стоял за дирижерским пультом. Однако, некоторые эпизоды - Адажио (прощание с горами), вступление к третьему действию - кажутся слишком затянутыми и пассивными. Впрочем, не исключено, что зрительный ряд заметно бы исправил впечатление. Уровень исполнения чрезвычайно высок: на протяжении всего произведения поддерживается звуковой баланс оркестра. Для желающих получить подробную информацию о балете, к дискам приложен содержательный буклет, включающий в себя не только либретто и подробную информацию об авторе произведения, но еще и высказывания искусствоведов, артистов, поэтов и композиторов по поводу «Горянки».
Наталья Светлакова, InterMedia

Последние новости