ЛЕГЕНДЫ И ВАРИАНТЫ ЛЮБВИ, ЖИЗНИ И СМЕРТИ

День немецкого кино прошел в кинотеатре «Художественный» 24 ноября. В рамках мероприятия были показаны фильмы «Легенды Риты» (Die Stille Nach Dem Schuss, 1999, режиссер – Фолькер Шлендорф, в ролях – Бибиана Беглау, Ричард Кропф, Надя Уль, Мартин Вуттке), «Манила» (Manila, 2000, режиссер – Ромуальд Кармакар, в ролях – Эдди Арент, Анна Капри, Маргит Гастенсен), «Любовь. Жизнь. Смерть» (Liebe, Leben, Tod, Германия, 1996, режиссер – Матиас Аллари, в ролях – Идиль Юнер, Катарина Тальбах, Кристине Бухегер) и «Вариант Грюнштайна» (Die Gruenstein-Variante, ГДР, 1985, режиссер - Бернард Вики, в ролях – Фред Дюрен, Клаус Шварцкопф, Йорг Гудзун).
«Вариант Грюнштайна» - классическая психологическая драма, где три человека волею судьбы оказались заброшены в одну тюремную камеру, где их держат до выяснения личностей. А снаружи – Париж 1939 года и вот-вот начнется Вторая мировая. Но никакого пафоса по этому поводу режиссер, к счастью, не разыгрывает. Его интересуют исключительно человеческие отношения: для своих экспериментов он выбрал интернациональных мышей – немецкого моряка, польского еврея и грека.
Грек гордится тем, что в детстве кричал немецкому кайзеру «Ура!», а тот пообещал ему взять к себе придворным поваром. Однако это обещание в итоге испортило бедняге жизнь. Немец же развлекается тем, что делает из паечного хлеба шахматы, а затем обучает этой старинной игре поляка, пожертвовавшего для фигур мацой. Все это выдержано в очень спокойной манере, хотя и не склоняя ко сну.
Очень европейский фильм «Любовь. Жизнь. Смерть», сделанный для ТВ, не отличается ничем особенным. Это забавное кино в манере 90-х с набором смешных и странноватых персонажей: от бомжа, рисующего плакаты с обвинениями во лжи всех ученых на свете, до обычного бюргера, мечтающего поцеловать красивую женскую туфельку. Режиссер в каждом своем герое находит нечто особенное, именно этот индивидуализм и жизнелюбие и становятся несомненными плюсами фильма.
Смешная, но вовсе не комедийная работа Ромуальда Кармакара «Манила» тоже следит за многими персонажами, застрявшими в филиппинском аэропорту в ожидании отложенного рейса. Вновь обычные люди, раскрывающиеся с самых неожиданных сторон. Своими сексуальными акцентами картина напоминает о фильмах Тода Солондза, однако же финал куда более оптимистичный, нежели у американского коллеги Кармакара. Окончательно изнуренные ожиданием пассажиры стихийно организуют «Хор пленников Манилы» и
исполняют гениальную в своей простоте песенку, состоящую всего из одной, но такой уместной строчки: «Наш ресторан работает круглосуточно, полиция не сможет нас разогнать».
«Легенды Риты» Фолькера Шлендорфа – куда более серьезное кино, здесь уже не до смеха. Террористы в семидесятые годы были не те, что теперь – они только и делали, что грабили банки, призывая восстать против капиталистического уклада жизни. Но и за такие мелкие проступки их преследовали, и одна из группировок вынуждена уносить ноги с загнивающего Запада подальше на Восток. Рите Фогт решила остаться в ГДР – именно за такую жизнь она и боролась. Ее энтузиазм, однако, не вызвал поддержки у теперешних сограждан. Подобные истории (и картина Шлендорфа – не исключение), как правило, не заканчиваются ничем, кроме разочарования для героев-идеалистов.

Последние новости