ИТОГИ ПЯТОГО СЪЕЗДА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ РОССИИ

V Съезд кинематографистов России состоялся в Центральном Доме кино 16 и 17 ноября.
В течение двух дней намечалось решить ряд проблем, главными среди которых считались вопросы о Киноцентре, премии «Ника» и дальнейшем функционировании Союза кинематографистов, а также избрание нового председателя СК. На открытом голосовании 17 ноября стало ясно, что Никита Михалков сохранил за собой этот пост. Завершился съезд празднованием 100-летнего юбилея основателя СК Ивана Пырьева, которое почтили своим присутствием высокопоставленные лица, в т.ч. глава правительства Михаил Касьянов.
В работе съезда приняли участие свыше 600 делегатов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Башкортостана, Владивостока, Иркутска, Кирова, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Петропавловска-Камчатского, Ростова-на-Дону, Ряжска, Самары, Татарстана, Хабаровска. В первый день работы съезда, 16 ноября, был избран президиум, в состав которого вошли Никита Михалков, Игорь Масленников, Геннадий Полока, Ирина Гращенкова, Александр Голутва, Георгий Капралов, Павел Финн и Клим Лаврентьев. Вел заседания Игорь Масленников. При объявлении повестки дня председатель СК Никита Михалков должен был зачитать доклад об итогах деятельности союза в течение четырех лет со времени прошлого, 4-го Съезда, однако доклада делегаты не услышали. Михалков посчитал, что «лучше быстро делать, чем долго объяснять», почему не выполнено то, что было намечено, и призвал присутствующих восстановить престиж русского кинематографа и «обновить киноязык».
Докладчики показали, что у российского кинематографа есть ряд нерешенных и спорных вопросов в экономической, юридической и идеологической сферах. В выступлениях докладчиков затрагивались проблемы сущности и функций СК, финансирования кинопроизводства из госбюджета, отмены налоговых льгот отрасли кинематографа, вопроса об авторских правах создателей аудиовизуальных произведений, а также собственности бывшего СК СССР, отношений СК России с коллегами из СНГ, системы кинопроката, поддержки СК регионов, деградации нравственности современного русского кинематографа и пр. Например, Александр Прошкин предложил проект «Народный экран», который предусматривает создание сети кинотеатров, использующих антенны для трансляции фильмов в оцифрованном виде. В противовес «элитным» кинотеатрам, способствующим процветанию зарубежной киноиндустрии, «Народный экран» должен обеспечить самодостаточность отечественного кинематографа и доступность билетов (предлагалась цена 20 рублей) всем слоям населения. Позже предлагалось заменить трансляцию на более «дешевое и реальное» DVD.
Эдуард Володарский, цитируя Тютчева, призывал не оглядываться на Запад и найти в себе силы для выхода из кризиса русской духовности. Он высказал надежду, что современный кинематограф, пышущий «ненавистью ко всему отечественному», станет наконец гуманистическим. Марк Рудинштейн, от которого ожидалось восшествие на трибуну для того, чтобы «разрушить СК», настаивал на необходимости реструктуризировать Министерство культуры, куда недавно вошло Госкино, создав отдельный департамент по кинематографу. Кинематограф, по его словам, – отдельная отрасль культуры, которой нужна разработанная экономическая правовая база. Рудинштейн заметил, что знает, как выйти из сложившейся ситуации без революции. Ирина Гращенкова говорила о творчестве молодых кинематографистов, принятых в СК, и возможностях реализации их планов. «Мне не близки ваши убеждения, но я готова отдать жизнь за то, чтобы вы их высказали», - сказала Гращенкова, повторяя слова Вольтера, сетуя на разобщенность гильдий внутри СК. Игорь Шабдурасулов объявил все попытки внести раскол в ряды СК порочными. В преддверии 15-й, юбилейной церемонии вручения премии «Ника», он рассказал о проблемах финансирования автономной некоммерческой ассоциации кинематографистов, генеральным директором которой он является. Он признался, что раньше «с дурацким задором хотел сформировать культурологическое лобби в исполнительном правительстве», и заявил, что и сейчас считает возможным лоббирование вопроса об отмене налоговых льгот по отношению к кинопроизводству. Сергей Комаров (возраст которого - 96 с половиной лет, что особо отметил Никита Михалков) в своем выступлении сообщил, что его больше интересуют «проблемы реальной жизненной действительности, а именно - ваше здоровье», и высказал озабоченность положением ветеранов кинематографа, проблемами их социального обеспечения. Александр Голутва опроверг пессимистические положения о кризисе кинематографа в России, высказывавшиеся ранее, приводя в пример реставрацию студии на «Мосфильме», активность продюсеров (Сергей Сельянов) и др. «Россия должна участвовать в международных кинематографических проектах, она должна заявить о себе», - сказал он. В заключение слово было предоставлено Никите Михалкову, который, подводя итоги Съезда, с триумфом объявил о победе СК в судебных прениях, в результате которых Киноцентр окончательно перешел в собственность СК России. «Здесь хозяйствовать и хозяйничать будем мы», - объявил Михалков, сразу же добавив, что всех остальных ждут «как друзей и гостей».
Все участники съезда, кроме Эмиля Лотяну, проголосовали за то, чтобы признать работу Съезда удовлетворительной.
В 19.00 начался праздничный вечер памяти Ивана Пырьева, на котором присутствовал Михаил Касьянов. В своей речи он отметил важность искусства кино в формировании идеологии и рассказал о финансовой поддержке кинематографа правительством. Вечер продолжился музыкальной программой.

Последние новости