НАТАЛИЯ ГУТМАН И АЛЕКСАНДР РУДИН ОБОШЛИСЬ БЕЗ БИСОВ

Открытие II Международного фестиваля «Посвящение Олегу Кагану» состоялось в Большом зале консерватории 16 ноября. Первый концерт прошел с участием ГАСО п/у Василия Синайского, которым в этот вечер руководил Александр Рудин, и виолончелистки Наталии Гутман. Поскольку фестиваль не является тематическим (по замыслу организаторов, друзья Олега Кагана просто исполнят произведения из своих репертуаров и таким образом почтят память скрипача), программа состояла из произведений композиторов, относящихся к разным школам и направлениям.
Красочная симфоническая поэма «Фонтаны Рима» Отторино Респиги, сочетающая в себе черты импрессионизма и неоклассицизма, стала достойным началом вечера. Несмотря на радужный колорит, присущий всему произведению, каждая часть поэмы, посвященная одному из римских фонтанов и отражающая его архитектурные особенности, звучала в исполнении ГАСО по-своему оригинально. Занимающие несколько октав пассажи духовых пробивались через прозрачную фактуру в партии струнных, постепенно набирая силу звучания, и на кульминациях сметались мощным оркестровым тутти. Дирижировал Александр Рудин как всегда очень эмоционально, так что по его жестам можно было прочитать программу произведения.
Резким контрастом к ажурной музыке «Фонтанов» Респиги стал Концерт для виолончели с оркестром польского композитора Витольда Лютославского. В сочинении глубоко философского плана, написанном в додекафонной технике с чертами сонорики, важная роль была отведена медной духовой группе. Резкие «выкрики» труб и тромбонов заставили усыпленную «Фонтанами» публику вздрогнуть и внимательно прислушаться к звучащему на сцене. Композиция была насыщена сложными ритмическими фигурами в духе Игоря Стравинского, которые Наталия Гутман, солирующая в этом сочинении, и ГАСО исполнили виртуозно.
Стоически выдержав напряжение виолончельного концерта, Гутман в сопровождении оркестра сыграла рапсодию для виолончели с оркестром «Шеломо» Эрнеста Блоха - одно из ранних сочинений американского композитора, в которых еврейские мелодии переплетаются с чисто европейскими интонациями. Последним произведением, прозвучавшим на вечере, стали пять этюдов-картин Сергея Рахманинова, аранжированных Отторино Респиги. Изображающие то бурный праздник, то похоронную процессию, то сказочных персонажей, этюды были подобраны по контрасту. С воодушевлением сыграв все произведения, Александр Рудин не стал ничего исполнять на бис, видимо, решив, что аудитория недостаточно многочисленна.

Последние новости