НОВЫЙ ФИЛЬМ СЕРГЕЯ СОЛОВЬЕВА

Пробы к съемкам нового фильма Сергея Соловьева «О ["сердечко"]» начались 19 сентября. Новый художественный фильм по произведениям А.П.Чехова «Доктор», «Медведь», «Володя» носит графическое название «О ["сердечко"]». Он будет сниматься на Студии имени Сергея Бондарчука (руководитель - Станислав Говорухин). Съемки начнутся 10 ноября и продлятся четыре недели. Съемочная группа: автор сценария и режиссер-постановщик - Сергей Соловьев; оператор-постановщик - Павел Лебешев; художники-постановщики - Александр Борисов и Сергей Иванов; художник по костюмам - Наталья Иванова; продюсеры - Федор Бондарчук и Екатерина Маскина; в главных ролях - Александр Абдулов, Татьяна Друбич, Елена Бондарчук, Александр Збруев, Дмитрий Соловьев, Екатерина Волкова.
Первое публичное представление проекта нового фильма состоялось 12 сентября 2001 года в Ялте, в доме-музее А.П. Чехова в рамках Второго телекинофорума «Вместе». Состоялся камерный концерт «T.R.I.O.», была показана первая короткометражка Сергея Соловьева «От нечего делать» (по одноименному рассказу А.П.Чехова). Режиссер рассказал собравшимся (в числе которых были Станислав Говорухин, Татьяна Друбич, Дмитрий Дибров, Арина Шарапова, Нина Зоркая и многие другие) о том, как ему было предложено экранизировать чеховского «Медведя», о сценарии, в котором он объединил известный водевиль с малоизвестными трагическими рассказами «Доктор» и «Володя», о группе, с которой он планирует работать: «Чеховым я занимаюсь всю свою жизнь - кинокартины, театральные спектакли... Ослепительные, освещенные ярким предсмертным светом куски русской жизни - вот это, на мой взгляд, структурная основа всех чеховских произведений. И, в частности, одна из главных чеховских тем - что такое любовь?..
Канал «ТВ-центр» предложил мне снять чеховского «Медведя». И я подумал: с одной стороны, отказываться глупо - когда дают ставить Чехова, нужно благодарить и непременно делать. А с другой стороны, снимать только «Медведя» сейчас нерасчетливо и неправильно. Жива чудная картина Исидора Анненского с Михаилом Жаровым и Ольгой Андровской, она из тех картин, которые как седина - набирают с годами, люди ее очень любят. Но самое главное: картина должна быть на 1 час 20 минут, а текст «Медведя» - от силы на 30-40 минут... И мне показалось, что история «Медведя» - это часть чего-то большего и здесь должно быть некое начало и какой-то конец. И я вспомнил два рассказа Чехова - «Доктор» и «Володя», которые я хотел поставить еще во ВГИКе. Но «Доктора» тогда отвергли в связи с его, как говорилось, «исключительной безнравственностью», а о втором моем любимейшем рассказе - «Володя» - сказали: «Черный безнадежный пессимизм, не надо». Два фундаментальных рассказа - и они были со мной все эти годы.
И сейчас благодаря такому странному озарению, все эти истории - и «Медведь», и «Доктор», и «Володя» - вдруг соединились в одно целое. И на месте предложенного мне водевиля к праздничному столу возникла колоссальная драматическая ситуация, своего рода чеховское зеркало, перекличка через полвека с Тарковским, где уже нет никакого иного праздника, кроме праздника искусства».
По мнению режиссера, три произведения имеют общее зерно - «концептуальный триптих о любви». Употребление в названии вместо традиционного слова значка «сердечко» автор объяснил так: «Я твердо для себя решил не употреблять слово «любовь» ни при каких обстоятельствах в связи с его сегодняшней бессмысленной изношенностью и замученностью».
Сергей Соловьев в своем творчестве уже неоднократно обращался к произведениям А.П.Чехова. Во ВГИКе, в мастерской М.И.Ромма (1963-1967), он работал над спектаклем «Иванов». Его первые короткометражные фильмы - «От нечего делать», «Предложение» (альманах «Семейное счастье», 1970). В 1994 году вышла картина «Три сестры». Перед этим Соловьев поставил «Три сестры» на сценической площадке ВГИКа (1991). Кроме того, им поставлены спектакли «Дядя Ваня» (1992, Малый театр) и «Чайка» (1993, «Содружество актеров на Таганке»). Свое особое отношение к Антону Павловичу режиссер объяснил так: «Я убежден в единстве уникальной и грандиозной человеческой личности, которой является писатель Чехов. Вначале он писал для юмористических уголков, преображая в это фельетонное русло свое изначально великое понимание человека и человеческой психики, но от этого он вовсе не становился профессиональным «смехачом», а это было «что заказывали - то и получите». Самое главное происходило в глубине сознания, в глубине души. Потом был период относительного материального благополучия, когда стало не обязательно в каждом рассказе смешить за деньги и подписываться Чехонте, а оказалось достаточно собственного имени - и здесь Чехов просто продолжал все то же самое, что он делал и раньше. А затем Чехов страшно хотел вырваться из навязаной ему прижизненной «поэтической» канонизации, утверждая все время, что «Вишневый сад» - это комедия, и беспрерывно напоминая Станиславскому про чьи-то клетчатые штаны и водевильность наружности. Поэтому мне всегда казалось очень правильным ставить, допустим, ранние юмористические вещи Чехонте так, как будто ставится «Вишневый сад». То есть если эту ауру «Вишневого сада» или «Дяди Вани» втащить в любую чеховскую «посмехушку», то и получится тот стереоскопический, целиковый объем уникальной личности, который мы уже знаем. Картины эти абсолютно не поддаются, на мой взгляд, никаким унылым логическим обоснованиям и рассуждениям. Это высший смысл бессмыслицы - и потому настолько пронзительно то, что оставил нам Чехов...».
Завершит картину цитата: «Любовь. Или это остаток чего-то вырождающегося, бывшего когда-то громадным, или же это часть того, что в будущем разовьется в нечто громадное, в настоящем же оно не удовлетворяет, дает гораздо меньше, чем ждешь».
Монтажно-тонировочный период картины планируется начать с 20 декабря 2001 г. Премьера намечена на март 2002 г.

Последние новости