ФИНАЛ «КИНОСТАНИЦЫ»

Х Открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии "Киношок" завершается в Анапе 16 сентября. После пережитого со всем миром шока "Киностаница" вернулась к своему обычному состоянию, разве что в восприятии картин появился дополнительный обертон: стали как-то более очевидны хрупкость жизни и ценность человеческого тепла. Довольно много фильмов программы оказались и напрямую посвящены войне. Например, в ученической короткометражке "До востребования" Анны Меликян (ВГИК, мастерская Сергея Соловьева), посвященной переживаниям юных особ, превращающихся в женщин, некая теледикторша постоянно возникает с одним и тем же рассказом о войне без обозначения географических и хронологических координат. Она сообщает военные новости как-то даже не профессионально-бесстрастно, а уныло-равнодушно. И вдруг у нее случается форменная истерика: девушка отбрасывает микрофон в сторону и в отчаянии падает головой на стол - ноготь сломала. Автору удалось передать фантастическую несопоставимость причины и следствия. Короткометражный фильм Елены Жигаевой "И была ночь" вернул зрителей в декабрь 1941 года: только что получивший орден за бои под Москвой молоденький лейтенантик пережил нечаянную любовь, которая из-за войны не имеет продолжения. Герой фильма "По винтовой лестнице" грузинского режиссера Мераба Тавадзе - человек, прошедший войну. Режиссер сказал, что, создавая притчу, имел в виду все войны сразу, а не, например, афганскую или абхазскую, карабахскую или чеченскую. Но сам же в эпиграф своей работе поставил: "Конкретное пространство и время рождают конкретную боль". Конкретно абхазским событиям посвящена картина другого грузинского режиссера Михи Борашвили - "Пустое пространство", в центре которой образ "негодяя и подонка", наживавшегося на войне, и образ долготерпеливой женщины, в которой сами грузины признали "Мать Грузию". Актриса Хатуна Иоселиани в этой роли - по общему мнению, реальный претендент на приз. Награду за лучшее исполнение мужской роли в кулуарах "отдали" армянскому актеру Владимиру Мсряну, сыгравшему старого клоуна в картине режиссера Тиграна Хзмаляна "Пьерлекино, или Легче воздуха" (Армения) - поэтической фантазии, посвященной знаменитому миму Леониду Енгибарову. Один из эпизодов этой картины таков: поскольку в Ереване разруха, люди варят хаш на Вечном огне. Этот художественный образ стал особенно актуальным в дни, когда телевизор говорит о начале третьей мировой войны.
Российские фильмы на "Киношоке" в основном были поставлены в программу последних двух дней. Короткометражка Алексея Германа-младшего "Дурачки" (ВГИК, мастерская Сергея Соловьева) осталась без особого эмоционального отклика, поскольку автор перестарался с правдоподобием речи героев, и визуально впечатляющая картина, снятая для широкого экрана, оказалась просто непонятной. Дипломная работа выпускника мастерской Владимира Хотиненко Андрея Кавуна "Сколько стоит эта рыбка", наоборот, была предельно ясна аудитории. Один день из жизни молодой женщины, обычной дачницы: утро, день и вечер - и хорошо переданное ощущение одиночества. Автор на пресс-конференции сказал, что делал свой фильм как эксперимент, поскольку сознавал, что никто и никогда больше не даст ему экспериментировать в кино. Поэтому он попробовал сделать картину - стилизацию под любительское кино, что ему вполне удалось. Полнометражный фильм Георгия Шенгелия "Мусорщик" (см. КИНО от 29.08.01) продемонстрировал стремление авторов сделать современное кассовое кино; на вопрос корреспондента InterMedia, не предполагает ли режиссер создание сиквела, поскольку финал картины остается открытым, г-н Шенгелия, очень удивившись, ответил отрицательно. С большим волнением ожидалась картина "Ехали два шофера" Александра Котта. Представлять фильм приехали режиссер, оператор Петр Духовской, художник Эдуард Галкин и продюсер Сергей Сельянов (о последнем всем было известно с первого дня, что его ждет приз Международного фестивального совета как лучшему продюсеру). Внешне простая история любви шофера Коли к шоферу Рае оказалась одновременно "новым русским фильмом" и замечательно изысканной и смешной стилизацией под ретро из конца 40-х. Однако этот образец авторско-народного кино, столь свойственный студии "СТВ", не "поборол" в восприятии многих участников фестиваля и особенно критиков эстонско-латвийскую картину "Хорошие руки" режиссера Пеэтера Симма. Этот фильм покорил сразу несколькими своими составляющими. Во-первых, "Киношоку" как фестивалю, представляющему некогда единый, хоть и национально-своеобразный, кинематограф, особенно важно, что герои фильма говорят на трех языках - эстонском, латвийском и русском, причем россиянам особенно приятно то, что на их языке в кадре общаются между собой эстонцы и латыши. Во-вторых, картина, начинающаяся как криминальная комедия (так что название сначала хочется перевести как "Ловкие руки"), постепенно становится настоящей драмой о любви и дружбе, долге и чести. И, наконец, покоряют прекрасные актерские работы, в частности - Тыну Карка и Лембита Ульфсака. Своего традиционного "Слона" гильдия киноведов и кинокритиков России, а также традиционно примыкающие к ней на "Киношоке" критики из других стран почти единодушно отдали этому фильму. Диплом же гильдии присужден известной короткометражке Александра Велединского "Ты да я, да мы с тобой".
Предварительный список лауреатов «Киношока» - см. ПРИЛОЖЕНИЕ.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЛАУРЕАТЫ X ФЕСТИВАЛЯ «КИНОШОК»
Главный приз «Золотая лоза» за лучший полнометражный игровой фильм – «Хорошие руки» Пеэтера Симма, Эстония-Латвия.
Лучшая режиссура в полнометражном кино – Александр Котт за фильм «Ехали два шофера», Россия.
Лучший сценарий в полнометражном кино – Актан Абдыкалыков, Автандил Адыкулов, Тонино Гуэрра за фильм «Маймыл» (режиссер – Актан Абдыкалыков), Киргизия.
Лучшая операторская работа в полнометражном кино, приз имени Александра Княжинского - Георг Герсамия, Георгий Беридзе («По винтовой лестнице», режиссер - Мераб Тавадзе, Грузия).
Лучшая женская роль – Хатуна Иоселиани («Пустое пространство», режиссер - Мераб Тавадзе, Грузия).
Лучшая мужская роль – Владимир Мсрян («Пьерлекино, или Легче воздуха», режиссер - Тигран Хзмалян, Армения).
Специальный диплом жюри – фильм «Мама» режиссеров Зульфикара Мусакова и Баходыра Адылова, Узбекистан.
Приз Международного фестивального совета «Лучшему продюсеру стран СНГ и стран Балтии» – Сергей Сельянов.
Приз «За мужество и достоинство в профессии «Госпожа Удача» имени Павла Луспекаева – Резо Чхеидзе.
Приз жюри прокатчиков – фильм «Мусорщик» режиссера Георгия Шенгелия, Россия.

Последние новости