ОН - ЕВРЕЙ. ЧТО САМО ПО СЕБЕ И НЕ НОВО

Показ фильма «Фанатик» (The Believer, США, 2000, режиссер - Генри Бин, в ролях - Райан Гослинг, Саммер Феникс, Гленн Фитцжеральд, Тереза Рассел, Билли Зейн), удостоенного в этом году «Золотого Георгия» - главного приза XXIII Московского международного кинофестиваля, состоялся в киноконцертном зале «Пушкинский» 28 июня.
Главный герой «Фанатика» - Дэниэл - преуникальнейший тип. Он - еврей по национальности и по вероисповеданию. В этом, конечно, нет ничего необычного. Но он одновременно и антисемит. Логически осмыслить это сложно, но попробовать можно. С детства Дэниэл проявлял недюжинные способности. Если все другие вокруг просто поклонялись Торе и тупо следовали ее правилам, то Дэниэл постоянно пытался познать своего Бога. Он изо всех сил старался проникнуть в глубинный смысл иудаизма, доходя до крика в своих спорах с учителями и раввинами. Однако истина ему не открылась. Будучи не в состоянии понять свой народ и самого себя конкретно, Дэниэл решает возненавидеть то, чего не понимает. Переметнувшись в противоположный лагерь, перейдя на сторону антисемитов, он вдруг обнаруживает, что те, кто повсеместно кричат о своей ненависти к евреям, тоже ничего о них не знают. И даже не могут ответить на простой вопрос «За что вы так не любите евреев?». Постоянная внутренняя борьба осложняется еще и полным непониманием со стороны окружающих, как евреев, так и неевреев. Пытаясь разобраться, Дэниэл практически сходит с ума. Он начинает совершать противоречащие поступки: подкладывать бомбу в синагогу и в то же время бережно выносить оттуда Тору. Однажды его просветляет (быть может, это было божественное провидение?). Вот какие мысли начинают роиться в голове у Дэниэла: евреи - страдающая нация. Даже больше - нация, упивающаяся своим страданием. Они так долго скитались по земле, лишенные родины, их так долго преследовали, истребляли и гоняли, что это стало смыслом их жизни. Подсознательно каждый представитель этого народа ведет борьбу за существование - старается обеспечить себя, сделать карьеру, заручиться связями. И боится, боится, боится. Боится так же, как своего «тщеславного, жадного бога». Так что лучшим способом борьбы будет не ненависть, а любовь. Возлюби еврея и увидишь - удивится он. А потом и вовсе исчезнет с глаз долой. Понятно, что такие идеи не смогли помочь Дэниэлу заслужить уважение ни в одном из лагерей. Он обнаруживает, что стал настоящим евреем: теперь и его жизнь - это гонения и преследования. В отчаянии он совершает свой последний безумный поступок - взрывает себя. Но и послежизнь не принесет ему облегчения.
Сложно, очень сложно говорить об этой картине. Зрители после просмотра, без сомнений, будут делиться на две противоположные по мнению группировки. Понятно какие. Но останется один, который поймет, что евреи или неевреи - это не главное. А что главное - он должен понять для себя сам. Вот для того этот фильм, решенный в простейших кинематографических приемах, «цепляющий» только своими темами, и был снят.

Последние новости