ГИМНЫ «МОСКОВСКОМУ ФОРУМУ» ИГРАЛИ МУЗЫКАНТЫ РАЗНЫХ СТРАН

Открытие VIII Международного фестиваля современной музыки «Московский форум» состоялось в Рахманиновском зале консерватории 23 апреля. В этом году в нем принимают участие представители десяти европейских стран, включая Нидерланды, Францию, Испанию. Подзаголовок проекта - «Авангард на пересечении этно и техно» - лаконично представляет тематику фестиваля. В программу форума вошли произведения, в которых этнические музыкальные элементы представлены через сложные электронные и компьютерные технологии.
Официальная часть открытия, включавшая слова благодарности спонсорам и участникам проекта, была разбавлена милой шуткой. Организаторам фестиваля, видимо, настолько понравилась первоапрельская заметка агентства InterMedia, что они решили зачитать ее на открытии, правда, почему-то забыв сообщить слушателям, что она датируется первым апреля. Далее концерт, состоящий из трех частей, пошел по традиционному пути. Он открылся электронной композицией Сергея Загния «Гимны», что стало весьма символичным, поскольку музыкальная ткань произведения состояла из 29 государственных гимнов разных стран, исполняемых одновременно. Следующим прозвучало произведение Альфреда Шнитке «Гимн I» для виолончели, арфы и литавр. Основная тема этого достаточно давнишнего сочинения (1974) подлинна - это трехголосный русский духовный гимн «Святый Боже». Затем был исполнен вокальный цикл «Солнце инков» Эдисона Денисова, основоположника авангарда в России. Все произведения первого отделения прозвучали в исполнении ансамбля солистов «Студия новой музыки» п/у Игоря Дронова, существующего при Московской консерватории. Второе отделение было отдано французским музыкантам - ансамблю "Данель-квартет". В их исполнении слушатели смогли оценить достоинства зарубежного авангарда. Сочинения П.Дюсапена (Струнный квартет №4), А.Дютийе («Ainsi La Nuit»), Х.-Ф.Чанга (Струнный квартет №2), Джорджа Лигети (Струнный квартет №1 «Ночные метаморфозы») прозвучали в России впервые. Гимническая линия была продолжена в третьем отделении композицией Карлхайнца Штокхаузена, исполнения которой больше всего ждали зрители. Третий и четвертый разделы «Гимнов» Штокхаузена, имеющих разные версии исполнения, прозвучали в электронном варианте без солистов и оркестра. На музыку «Гимнов» был наложен интерактивный перформанс: с помощью компьютера на стене виртуальными красками повторялись силуэты движущихся танцоров. В настоящее время метод Ольги Кумегер, автора этой интерактивной живописи, находится в процессе патентования.

Последние новости