ЯНА, СОСЕД-ЛЮБИТЕЛЬ И ТАКСА В ПРОТИВОГАЗЕ

Пресс-показ фильма «Друзья Яны» (Ha-Chaverim Shel Yana,Yana’s Friend, Израиль, 1999, режиссер - Арик Каплан, в ролях - Эвелин Каплан, Ник Леви, Шмиль Бен Ари) состоялся в кинотеатре «Ролан» 8 февраля. Эмигрантское кино для нашего зрителя является исторической новизной. Будучи большой страной, в которую никто не стремится эмигрировать, мы воплощаем собой мечту любого островитянина: обилие бытовухи и непринужденный восторг. Америка и Канада давно устали от волеизъявлений мирового населения, стремящегося влиять на культурный процесс. Фильмы о том, как хорошо, где нас нет, потеряли свою актуальность. Для нашего зрителя долгие годы был характерен посыл «как плохо, где нас нет, а будет ли еще хуже, когда мы появимся, пока неизвестно». Сбылась мечта мировой интервенции: мы есть везде, и как люди, воспитанные при определенных обстоятельствах, обязаны рефлексировать.
Взгляд на проблему в фильме «Друзья Яны» формируется изнутри: мы не видим, как пакуют чемоданы в пустующей квартире недалеко от трех вокзалов; как несчастный муж борется с московскими мафиозными структурами и достигает финансового благополучия; что делают родственники и друзья, оплакивая безвременно решившихся покинуть родные пенаты. Для всего этого существует телефон. А видим мы Израиль. Сумасшедший уголок Тель-Авива, заставляющий вспомнить о лучших фильмах киностудий бывшего Союза - с узкими улочками и вечно дурным настроением, которое можно выдержать в любую погоду, невзирая на вкусовые условности и критическую запрограмированность. Кто из всех существующих персонажей являются яниными друзьями, понять несложно. Один из них ее любовник, другая – квартирная хозяйка, внезапно обретшая счастье, третий – муж, в конце концов. Остальные – шумные соседи, непризнанные гении, дети и второстепенные герои, попадающиеся по пути. Все они в той или иной степени помогают несчастной девушке в сложной ситуации, заданной режиссером, выполнить все, с чем должна уметь справляться хорошая актриса. Быть в чужой стране, реагировать на побег мужа, попасться на таможне и сделать аборт на одолженные деньги. А кроме этого, яростно переживать бомбежки, искренне влюбляться в уставшую от жизни соседствующую секс-машину и спасать собственную таксу. Последовательные спаривания и примирения окружающих, оригинальный эротический фетишизм – рамка, виртуозно окаймляющая существующие жизненные коллизии. Скачущей камере привет от Вима Вендерса и Ларса фон Триера, уставших дожидаться учеников. Визуальный ряд подпитывает недостающей энергетикой, ритмом, масштабом весь фильм. Под радостные отечественные восторги героиня меняется как личность и приходит к закономерному выводу: хорошо с тем, кто рядом, а где - не имеет значения.
Ольга Федосеева, InterMedia

Последние новости