ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВНОВЬ ЯВИЛ СВОЙ МНОГОГРАННЫЙ ТАЛАНТ

Юбилейный концерт, посвященный 70-летию дирижера Геннадия Рождественского, прошел в Большом зале консерватории 8 февраля. В нем маэстро предстал сразу в нескольких ипостасях. Во-первых, дирижировал оркестром и хором Государственной академической симфонической капеллы России. Во-вторых, представил на суд слушателей свои композиторские работы – оркестровую версию пяти хоров Сергея Танеева на стихи Якова Полонского (из 27-го опуса) и монументальное «Заповедное слово русскому народу» – ораторию для чтеца, сопрано, баса, хора и оркестра на слова Алексея Ремизова. И, в-третьих, сопроводил все музыкальные номера своими комментариями, объединив в одном лице конферансье, лектора и музыкального критика.
Маэстро начал вечер с редко исполняемой (незаслуженно редко, как подчеркнул дирижер) кантаты Н.А.Римского-Корсакова «Свитезянка», некогда переработанной композитором из романса. «Последний раз я слышал это сочинение, когда мне было 6 лет. Детали я помню смутно», – сказал маэстро. Сольные партии в кантате исполнили солисты Большого театра Мария Гаврилова (сопрано) и Виталий Таращенко (тенор).
Далее г-н Рождественский посвятил несколько слов жизни и творчеству Сергея Танеева, «являющего собой неотъемлемую часть быта старой Москвы», и рассказал трогательную историю о том, как композитор отказался от проведения в свой дом водопровода из-за желания пользоваться услугами водовозов. Маэстро сделал некоторое отступление и поведал историю создания Эдвардом Григом партии второго фортепиано к некоторым фортепианным сонатам В.А.Моцарта. «Некоторые «острослышащие» критики назвали это вандализмом, – сокрушался Рождественский, – однако это сочинение своим удивительным сочетанием классического и позднеромантического стиля предвосхитило появление «Симфонических метаморфоз на темы Вебера» Пауля Хиндемита. Теперь и я сделал нечто подобное». Для хоров «На могиле», «Вечер» и «Развалину башни, жилище орла» композитор Рождественский сочинил ненавязчивый аккомпанемент корректирующего и усиливающего плана, словно очерчивающий контур гармонии или мелодии. А в хорах «Посмотри, какая мгла» и «На корабле» сопровождение уже более самостоятельно. Автор оркестровки вывел на сцену практически весь арсенал всевозможных ударных, изображавших даже звон цепей и завывание ветра. Шумовые эффекты и обильная хроматика убедительно создавали образ разбушевавшейся морской стихии («На корабле»). Напротив, странное впечатление произвели сигналы трубы в хоре «Посмотри, какая мгла», которые воспринимались как позывные скрывающихся «во мгле» партизан.
Перед премьерой оратории «Заповедное слово русскому народу» Геннадий Рождественский также познакомил аудиторию с историей ее создания. Основной идеей сочинения (как и литературного первоисточника Ремизова) является размышление о судьбах России, «спасение Руси через подвиг и веру, подвиг и любовь». Морализующий тон оратории вполне в духе Рождественского - человека и музыканта. А музыкальный стиль маэстро апеллирует к творчеству великих предшественников – Дмитрия Шостаковича, Георгия Свиридова, Модеста Мусоргского и др. В исполнении оратории приняли участие сопрано Татьяна Гаврилова и бас Максим Михайлов. В роли чтеца выступил худрук Московского театра на Таганке Юрий Любимов.

Последние новости