Рецензия на фильм «1993»: История с большой буквы И
Оценка: 6 из 10
Драматический фильм «1993» выходит в российский прокат 28 сентября 2023 года. Режиссёр: Александр Велединский. В ролях: Евгений Цыганов, Екатерина Вилкова, Александр Робак, Максим Лагашкин, Григорий Верник и другие.
Если вы ещё не знаете, как отпраздновать 30-летие «Октябрьского путча», то лучшим вариантом будет поход в кино на новый фильм Александра Велединского «1993». Причём, идти можно даже всей семьёй: дети девяностых наконец поймут, как именно боролись за их светлое будущее мама с папой, а свидетели тех событий, возможно, впервые осознают, что именно произошло в октябре 1993-го. А возможно, никто ничего для себя нового и не откроет: слишком уж зачастили в последнее время наши кинематографисты «осмыслять» лихие девяностые, и громоздкое, комплексное кино Велединского на их фоне – далеко не самый яркий представитель.
Это история обычной рабочей семьи, которая вместе со всей страной, учится приспосабливаться к новым реалиям. Виктор (Евгений Цыганов), в прошлом доцент и одарённый хорист, теперь вынужден ползать, как черепашка-ниндзя, по московским канализациям и чинить водопроводы. Его жена Лена (Екатерина Вилкова) мечтает открыть свой бизнес. Какой именно, она не знает, её прельщает сама идея. В этом плане Лена разделяет политические амбиции Ельцина, взявшего курс на частную собственность в ещё недавно коммунистической стране. Виктор в 1991-м сам был за Ельцина, но теперь он засомневался: а в чём польза для простого народа?
Тем временем всюду повыскакивали бандиты и мошенники, люди голодают из-за дефицита продуктов, но зато вот-вот в Москву с концертом приедет Майкл Джексон. Где-то в Доме правительства чиновники за закрытыми дверями подписывают какие-то документы, но народу от этого ни жарко, ни холодно. Митинги на улицах города разрастаются с невероятной скоростью, появляются баррикады, общество раскалывается надвое: на тех, кто хочет вернуть, как было прежде, и тех, верит в новую, свободную, демократическую страну, которая, возможно, такой никогда и не станет.
Кино Александра Велединского состоит из миллиона пазлов, которые по отдельности разглядывать интересно, но в одну общую картину они так и не складываются. Слишком много охватить пытается режиссёр, отчего кино попросту трещит по швам и рушится от тяжести непомерного хронометража в два с половиной часа. Вот нам показывают девяностые со всеми фирменными атрибутами времени, но после трёх жутко колоритных и стильных сезонов «М! Д! Ж!» всё происходящее выглядит сухо и безжизненно.
Вот нам показывают личную драму семьи героя Цыганова, где умещаются измены, споры, сожаления, попытки открыть ресторан вместе с соседом-бандитом (Александр Робак), разговоры о будущем и даже история взросления: их дочка Таня (Анна Цветкова) входит в самый ядерный период своего подросткового возраста. Всё это на фоне драмы глобальной – драмы целой страны, которая также пытается найти свою идентичность и пока бунтует с верой в то, что ещё можно что-то поменять. И каждый раз, как вектор повествования переключается с глобального на личное, «1993» начинает буксовывать, ибо все семейные проблемы настолько банальны и заурядны, что лишь раздувают хронометраж. Если бы режиссёр сосредоточился на изображении среза жизни человека с советским менталитетом, выброшенного на оставшуюся после «Перестройки» амбразуру, то кино бы заиграло совсем другими красками.
Вот нам преподают урок истории с максимально достоверным воссозданием событий от будки гласности до штурма Останкино, и тут же меж строк вводят современный контекст, намекая на цикличность истории. Тогда общество раскололось надвое и сейчас, после событий февраля 2022-го. Казалось бы, аналогия похвальная и в каком-то роде смелая: даже нет попыток у режиссёра принять чью-то сторону и доказать, кто прав, а кто виноват. За это Александру Велединскому отдельное спасибо. Но, тем временем, слои смысла, подтекстов и метафор продолжают накладываться друг на друга, отчего ближе к финалу за происходящим перестаёшь следить, потому что уже сам не понимаешь, кто за кого и о чём кричит.
И что получается в итоге? Мы смотрим хронику событий 30-летней давности, или метафору сегодняшней России, или лекцию о жизни простого народа в девяностых, или семейную драму, или историю о конфликте поколений, или визуализацию чьей-то политической диссертации, или, или, или… Вот главная проблема фильма: если ты и так более-менее знаком с тем, как Ельцин пришёл к власти, то «1993» ни на что глаза образованному зрителю не раскроют. А если человек таким образом решил просветиться в истории своей страны, то, боюсь, данный фильм – далеко не лучший вариант: рассказ получился скомканным и с кучей ненужных лирических отступлений.
С другой стороны, пока ты в зале, перед тобой сотни мелких деталей, которыми можно насладиться в ожидании конца фильма. Классный переход с песнью Цоя, которую одновременно исполняют в обоих враждующих лагерях. Впечатляющая работа с реквизитом, костюмами и декорациями. Запоминающийся эпизод со школьной учительницей, вышедшей на баррикады, чтобы завтра рассказать детям о том, в каком историческом времени они все живут. Достойная игра Евгения Цыганова, в конце концов. Да и финальная метафора, хоть и поданная в лоб, всё же красноречива: 1993-й – это год рождения новой России, президентской и независимой ни от кого страны, построенной на гробах простого народа. С таким тезисом и не поспоришь.
Вадим Богданов, InterMedia
Режиссер «Фрагментов женщины» снимет в Грузии байопик Сталина
Венгерский режиссер Корнель Мундруцо («Фрагменты женщины», «Переполненная комната») снимет биографический фильм об Иосифе Сталине. Как сообщает Deadline, картина под названием «Революция с точки зрения Камо» (Revolution According To Kamo) расскажет о дружбе Симона Тер-Петросяна, известного как Камо, и его лучшего друга детства Сосо, который впоследствии станет Иосифом Сталиным. Постоянный соавтор Мундруцо и актриса его фильмов Ката Вебер адаптировала оригинальный сценарий, написанный Павлом Павликовским («Ида, «Холодная война») и Беном Хопкинсом («Внутри», «Лимонов, баллада об Эдичке»). В основе его книга воспоминаний Тер-Петросяна "Сталин. Мой товарищ и наставник", которую он закончил писать незадолго до своей смерти в июле 1922 года. Обстоятельства сложились так, что рукопись мемуаров впервые увидела свет только в 2013 году, а до этого хранилась в семейном архиве близкого друга Камо, ставшего ее редактором.
Фильм охватывает события 30 лет - с 1891 по 1922 год - и описывается как «портрет рождения самого кровожадного диктатора в мире глазами его лучшего друга, союзника, преданного ученика и приспешника». Они вместе выросли в маленьком городке Гори недалеко от Тбилиси. Сосо родился в крайней нищете, а семья Камо была из богатых купцов. Хотя первый уезжает из Гори, чтобы посещать семинарию, они, будучи подростками, воссоединяются в Тбилиси, где харизматичный Сосо стал агитатором и лидером нового революционного движения за свержение монархии.
- По мере того, как красные политические агитаторы становятся все более влиятельными в Грузии, Камо вместе с Сосо втягивается в мир бандитского насилия, убийств и социальных потрясений, - сообщается в синопсисе.
Фильм будет сниматься в Грузии и на грузинском языке в 2025 году. Продюсерами проекта выступают Майк Гудридж из Good Chaos, Илья Стюарт из Hype Studios, а также MK Productions (Франция), Komplizen Film (Германия), Madants (Польша), Proton Cinema (Венгрия) и Takes Film (Грузия).
- «Революция с точки зрения Камо» — это эпический фильм об истории, но он также прочно принадлежит к жанру гангстерского кино, — говорит режиссер. - Речь идет не о человеке, рожденном злым, а о механике власти и о том, как один человек поднимается на вершину. Но речь также идет о страстной дружбе между этими двумя мужчинами, которые знали друг друга с детства.
Мундруцо в настоящее время находится в США на съемках фильма «На море» по оригинальному сценарию Вебер, где главную роль играет Эми Адамс.
Том Харди расправляется с бандой в трейлере «Веном 3: Последний танец»
Первый трейлер фильма «Веном 3: Последний танец» (Venom: The Last Dance) представила 3 июня 2024 года кинокомпания Sony Pictures. К главной роли журналиста Эдди Брока (он же Веном) возвращается Том Харди, а также в финальной части кинофраншизы снялись Джуно Темпл, Чиветель Эджиофор, Кларк Бако, Иво Нанди, Пегги Лу, Отис Уинстон, Рис Иванс, Аланна Юбак, Стивен Грэм, Кристо Фернандес и другие. Режиссером стала Келли Марсел, которая написала сценарий в соавторстве с Томом Харди.
- Эдди и Веном бегут. Преследуемый обоими мирами, дуэт вынужден принять разрушительное решение, которое опустит занавес на последнем танце Венома и Эдди, - сообщается в синопсисе.
В трейлере можно увидеть, как Эдди в одиночку расправляется с целой бандой, как он путешествует вместе со своим общительным паразитом Веномом по разным локациям, а также лицезреть некое инопланетное вторжение на Землю, которое эти двое пытаются предотвратить, и очень эффектное «переселение» Венома в лошадь.
В мировой прокат «Веном 3: Последний танец» выйдет 25 октября.
Макар Запорожский снова станет «Стражником»
Телеканал НТВ приступил к съёмкам второго сезона остросюжетного детектива «Стражник». В центре истории – спецназовец Михаил Царёв. Он возвращается в родной город в Мурманской области и спасает отца, начальника Росгвардии, от обвинений в коррупции, а потом остаётся охранять порядок. Главные роли в сериалы исполнили Макар Запорожский, Николай Козак, Ирина Туманцева и Игорь Хрипунов.
События нового сезона разворачиваются спустя несколько лет после событий предыдущего. Главный герой Михаил Царёв (Макар Запорожский) снова покинул родной город. Его сводный брат Эдик (Максим Титов) становится совершеннолетним и хочет продать активы погибшей матери. Она занималась алмазами, и после её смерти рынок снова захватывают преступные группировки во главе с авторитетом Войцовским (Игорь Хрипунов). Николай Царёв (Николай Козак), отец Михаила и Эдика, принимает предложение возглавить охранное предприятие, чтобы защитить младшего сына. Между тем, в город возвращается Михаил, получивший ранение. Он еще не решил, чем займется дальше, но хочет повидать следователя Юлию Борисоглебскую (Ирина Туманцева), которая родила от него сына и вышла замуж за бывшего одноклассника.
- По сценарию между первым и вторым сезонами прошло несколько лет, - рассказывает Макар Запорожский. - Судьба потрепала моего героя Михаила Царёва, он трудился на тяжёлой работе. На мой взгляд, он стал благодаря этому менее порывист и более рассудителен, что меня, как поневоле сочувствующего ему человека, не может не радовать. Его уже не так удивляют и возмущают вездесущие несправедливость и разбой. Он стал к этому относиться как-то более философски.
Съёмки 16-серийного проекта проходят в Ярославле. Зрителей ждёт много трюковых и экшн-сцен со стрельбой, драками и погонями.
- На съёмках мы лазаем по балконам, прыгаем с крыш, разбиваемся, дерёмся, взрываемся, срываемся. Все трюки делаем вместе – я и дублёр. А режиссёр монтажа с режиссёром уже сами решают, какие кадры брать в картину. Но в любом случае я стараюсь всегда предоставить всё профессионалам, если есть такая возможность, у них лучше получится, они лучше знают, как надо, – рассказал Макар Запорожский.