На сессии «Монетизация и защита» рассказали, как защитить свою музыку от плагиата и случайно не украсть чужую
Сессия «Монетизация и защита: авторское право для музыканта» состоялась на «Российской креативной неделе. Москва Фест». На ней ведущие специалисты в области интеллектуальной собственности в рамках обсудили одну из самых сложных, острых и актуальных тем в музыкальной индустрии — защиту и монетизацию творческих продуктов. Интеллектуальными правами в этой сфере защищаются не только произведения, но и их составные части. Кроме того, помимо авторского права здесь работают смежные права — артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, а с точки зрения бизнеса добавляются еще и названия брендов, товарные знаки, организационные решения и иногда секреты производства. Участники сессии обсудили, какие результаты творческой деятельности охраняются законом и где пролегают границы их использования, как защитить свои права и эффективно управлять ими, каким должно быть адекватное вознаграждение и как используется музыка для бизнеса.
— В музыке в сфере авторского права можно наблюдать очень странную и неоднозначную судебную практику. Например, в 2002 году музыкант Майк Батт выпустил альбом кавер-версий классических произведений, в который включил трек с говорящим названием «A One Minute Silence» — «Минута тишины». Музыкант был обвинен в плагиате издательством Edition Peters, владеющим правами на знаменитое сочинение Джона Кейджа «4'33», и проиграл суд. По итогам еще одного громкого дела Робину Тику и Фарреллу Уильямсу пришлось заплатить внушительную сумму за использование шестиминутной басовой партии из композиции Марвина Гея, а позже, когда она прозвучала в песне Эда Ширана, решение суда стало диаметрально противоположным и иск по обвинению в плагиате был отклонен, — рассказала модератор встречи, директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и правовой экономики Digital IP Екатерина Чуковская.
С противоречивыми ситуациями, связанными с использованием авторских прав, сталкивается в своей практике юрист, партнер юридической фирмы Semenov&Pevzner Екатерина Калиничева:
— В своей практике я уже неоднократно сталкивалась со случаями, когда на одну и ту же фонограмму или произведение претендует сразу несколько лиц, считая себя обладателями исключительных прав, - рассказала она. - «Страдать» в таких ситуациях могут артисты, которые выпускают новые версии таких произведений, даже если они чистят права. Именно им может поступить претензия от лиц, которые также считают себя обладателями прав, а у них согласия на переработку не спросили. И мы, юристы, разбираем цепочки и решаем эти споры.
Часто в ситуациях, связанных с обвинениями в плагиате, проблема заключается в том, что в законодательстве не существует четко прописанных норм — например, минимального по длительности отрезка произведения или количества нот, которые можно использовать без согласия автора. Юрисконсульт VK Records, преподаватель НИУ ВШЭ Илья Чамуха уверен, что музыкантам лучше не рисковать, обращаясь к творчеству коллег.
— Есть очень много мифов, что можно без разрешения автора взять три секунды, два такта или четыре ноты из его трека, но это не так, - считает он. - Например, пионеры электроники — участники немецкой группы Kraftwerk — выиграли судебную тяжбу у хип-хоп-исполнительницы Сабрины Сетлюр, связанную с нелегальным использованием всего двух секунд барабанной партии из их композиции «Metall auf Metall». Дело, правда, длилось 20 лет, но стало показательным. Суд пояснил, что длительность заимствованного отрывка не имеет значения — если он узнаваем, то речь уже идет о нарушении прав.
— Мы сталкивались с ситуациями, когда артисты покупали биты на стоке на условиях royalty-free, а потом треки артистов были заблокированы на цифровых платформах из-за претензий битмейкеров, которые требовали выплаты компенсации за незаконное использование. Royalty-free означает, что можно использовать музыку и не платить роялти за использование, но это неравнозначно понятию «бесплатная музыка». Всегда обращаю внимание музыкантов на условия лицензий. Там бывает много подводных камней, — поддержала коллегу Екатерина Калиничева.
По словам Екатерины Чуковской, закон предусматривает определенное количество зон свободного использования музыкальных произведений, когда разрешение автора не требуется или не нужно очищать права у всех создателей:
— Без согласия правообладателей музыка может использоваться при проведении религиозных, траурных мероприятий, в живом исполнении в социально ориентированных организациях, причем не только в детских садах, школах, вузах, больницах и хосписах, но и в исправительных учреждениях, - отметила она. - В других случаях при публичном исполнении достаточно заключить договор с обществом по коллективному управлению правами и один раз заплатить вознаграждение по ставкам, установленным Правительством РФ еще в 1994 году. Также с 2014 года официально разрешено цитирование музыкальных произведений для раскрытия собственного творческого замысла, но важно указывать источник и авторство.
В музыкальном контенте нуждаются и представители бизнеса в сфере услуг — владельцы кафе, ресторанов, салонов красоты и фитнес-клубов. Однако они не всегда знают, что послушать трек с колонки на кухне и включить его в шоуруме — это не одно и то же. Музыкальное оформление общественных пространств должно быть легальным.
— Здесь есть простое решение. Если вы хотите открыть ресторан или другую торговую точку и вам нужно аудиооформление, то можете обратиться в сервис FONMIX, который занимается аудиобрендингом, и подобрать уже готовый плейлист лицензионных композиций в зависимости от ваших потребностей, — рассказывает Екатерина Чуковская.
Те, кто занимаются непосредственно креативным бизнесом — владельцы студий видеопродакшна, режиссеры театра и кино, продюсеры, создатели шоу, рекламы, промо-роликов, подкастов, видеоигр и других многосоставных творческих проектов, могут приобрести готовые музыкальные треки, сэмплы и биты на первой российской платформе цифрового контента IPEX. Это биржа интеллектуальных прав, которая объединяет создателей, владельцев контента и тех, кто использует объекты интеллектуальной собственности. О том, чем удобна платформа, рассказал ее директор по маркетингу Евгений Хильченко.
— Правообладатель может разместить свою продукцию на онлайн-витрине и сам решает, по какой цене и на каких условиях он готов предоставить права на ее использование, - отметил он. - Об этом он договаривается во внутреннем чате с заказчиком, после чего автоматически формируется пакет документов и на площадке заключается сделка. Таким образом, создателю креативного проекта, которому нужен музыкальный контент, не нужно думать об очистке прав — он сразу приобретает лицензию на использование. Кроме того, цифровые сервисы создаются для того, чтобы упростить для правообладателя процесс управления правами и дать ему возможность монетизировать результаты своей творческой деятельности: она, как и любой другой труд, должна быть оплачена.
Все участники сессии сошлись во мнении, что важно относиться к своему творчеству как к бизнес-продукту, но однозначного ответа на вопрос, какое авторское вознаграждение является адекватным, не существует. Все зависит от уровня популярности, целей, которые преследует автор, и, конечно, его собственной самооценки.
— Особенно осознанно стоит подходить к заключению договоров с партнерами. Недавно я слушал интервью с одним грузинским артистом, трек которого собрал за четыре года больше миллиарда прослушиваний и до сих пор собирает миллион «шазамов» в разных странах ежемесячно. Казалось бы, это успех. Но, к сожалению, музыкант не может измерить его в денежном эквиваленте: он передал все права на трек лейблу по договору отчуждения, получив только фиксированную сумму в момент выхода композиции, — отметил Илья Чамуха.
— Все эти истории подтверждают, что в музыкальном бизнесе мы имеем дело с очень сложной структурой, «матрешкой» интеллектуальных прав. Чтобы защитить себя и уверенно чувствовать себя на рынке, важно знать, как они работают, какие подводные камни существуют. Об этом мы рассказываем в бесплатной образовательной программе для владельцев бизнеса, топ-менеджеров и индивидуальных предпринимателей в творческой сфере «ПРО.Креатус». В ней принимают участие представители самых разных креативных индустрий, в том числе музыкальной, — резюмировала Екатерина Чуковская.
Лара Фабиан показала новую песню из будущего альбома
Лара Фабиан выпустила 30 октября 2024 года новый сингл «Je t'ai cherché» («Я искала тебя»). Композиция войдет в новый альбом французской певицы «Je suis la», релиз которого состоится 29 ноября.
«ИнтерМедиа» напоминает, что первый сингл и клип с будущей пластинки «Ta peine» Лара представила в феврале, а сейчас находится в одноименном туре, который продлится до конца 2025 года и завершится большим концертом в Париже 7 декабря.
Снуп Догг подарил жене на день рождения песню и клип
Премьера сингла и клипа Снуп Догга и Danny Boy «My Everything» состоялась 30 октября 2024 года. Композицию рэпер посвятил своей любимой жене Шанте Тейлор, с которой они знакомы со школьных лет, а брак заключили в 1997 году. 30 октября Шанте отметила свой 49-й день рождения. У пары трое общих детей: 30-летний Корд, 27-летний Корделл и 25-летняя Кори.
Ролик открывается подборкой архивных видео, фото и интервью Снупа, в которых он благодарит свою жену за то, что она всегда поддерживала его во всех начинаниях независимо от обстоятельств. Основная часть клипа снята в клубе, где Шанте тусуется с друзьями, прежде чем Снуп выходит на сцену, чтобы потанцевать со своей женой.
Anitta спела беременным животом в клипе Weeknd
Премьера сингла и клипа Weeknd и бразильской певицы Anitta «São Paulo» состоялась 31 октября 2024 года. В жутковатом видео, снятом режиссером Фрикой Тетом, девушка разгуливает по ночному городу в белой маске и с огромными беременным животом, из пупка которого вырастает рот, поющий голосом Weeknd.
Ранее Абель Тесфайе (настоящее имя артиста) рассказал, что его постоянный соавтор Майк Дин попросил Anitta записать вокальную партию, чтобы дополнить сет Weeknd в октябре прошлого года, когда он выступал два вечера в Сан-Паулу во время своего тура «After Hours Til Dawn». Они дебютировали с «São Paulo» на стадионе Estádio MorumBIS в этом городе 7 сентября во время специального однодневного шоу Weeknd.
- Я написала несколько куплетов в шутку и никогда не думала, что они станут чем-то серьезными, - признается певица. - Внезапно я получила готовую песню. Мне она очень понравилась! Это было невероятно. Я всегда была большим поклонником Weeknd и его творчества. Но я никогда не думала, что это произойдет, и теперь это мечта, ставшая реальностью.
Песня «São Paulo» войдет в новый альбом Weeknd «Hurry Up Tomorrow», как и вышедшие ранее синглы «Dancing With the Flames» и «Timeless» с Playboi Carti. Дата релиза пока не объявлена.