Рецензия на сериал «Властелин колец: Кольца власти»: Как кольца кальмара – власти не дают и на пальцах не сидят
Оценка: 2 из 10
Сериал «Властелин колец: Кольца власти» вышел на видеосервисе Amazon Prime 2 сентября 2022 года. Шоураннеры: Патрик МакКей, Джон Д. Пэйн. В ролях: Морвет Кларк, Маркелла Кавена, Роберт Арамайо, Исмаэль Крус Кордова и другие.
Самый дорогой сериал в истории телевидения и видеосервисов, который попросту невозможно смотреть – мыслимое ли это дело? Как оказалось, – да.
Джон Рональд Руэл Толкин – пожалуй, один из самых известных в мире писателей, создавший жанр эпического фэнтези. Многие его произведения были изданы уже посмертно благодаря его сыну Кристоферу Толкину, который тщательно следил за достоянием отца. После ухода наследника с поста главы фонда Tolkien Estate права на экранизацию произведений о Средиземье тут же были проданы компании Amazon – якобы под предлогом того, чтобы снять по-настоящему каноничную экранизацию, точно следующую оригиналу. Кристофер умер в 2020 году и не увидел того, что с точки зрения шоураннеров сериала Патрика МакКея и Джона Д. Пэйна является «следованием оригиналу». Впрочем, у «Колец власти» оказалось так много проблем, что трудно даже определиться с тем, с каких лучше начать.
Действие сериала происходит во Вторую эпоху. Эльфы прибыли в Средиземье для борьбы с орками, уцелевшими после нашествия Саурона. В сериале обещают показать создание девяти колец, известных зрителям по «Властелину колец», а также восхождение Саурона и падение Нуменора.
Несмотря на все обещания следовать канону, по крайней мере два первых эпизода однозначно доставят боль и моральные страдания всем поклонникам Толкина. Сериал чудовищно обходится с первоисточником. Те же, кто книги не читал и смотрел в лучшем случае одну-две трилогии Питера Джексона, скорее всего, испытают другую реакцию – они рискуют попросту не понять того, что происходит на экране.
Конечно, экранизация никогда не обязана дословно следовать оригиналу. В мире есть множество отличных фильмов, которые из первоисточников брали только самую малость и переигрывали сюжеты неожиданным образом, раскрывая новые пласты и показывая красоту. Лишь бы законы драматургии соблюдались – тогда все это может прекрасно работать. Проблема «Колец власти» в том, что их авторы, убрав всю сложную и проработанную мифологию Толкина, не смогли заменить ее хоть чем-то интересным, а получившийся вакуум в лучшем случае заполнили штампами, а в худшем – вообще ничем.
Простой пример. Согласно Толкину, эльфы уплыли в Средиземье из Валинора, райских и бессмертных земель, чтобы найти сильмариллы – драгоценные камни, впитавшие в себя свет Двух Древ – растений, созданных еще в незапамятные времена, заменявших собой Солнце и Луну, но уничтоженных. Этому событию предшествовала длинная война с Морготом (злым божеством, олицетворяющим собой тьму), да и в целом – несколько сотен страниц «Сильмариллиона», полных довольно эпических событий и подробного описания мироустройства. Перед отплытием произошел бунт, в ходе которого эльф впервые убил другого эльфа. В результате часть остроухой расы была проклята и поклялась, что не сможет вернуться из Средиземья в райскую страну, пока утерянные сильмариллы не окажутся в безопасности.
В сериале же эльфы уплывают из своих райских земель, чтобы преследовать орков. В сюжете упоминается Моргот (про которого, впрочем, не сообщается ничего более того факта, что он был), но довольно быстро выясняется, что главный враг всего хорошего – затаившийся где-то Саурон (правильно, вы же все трилогию Питера Джексона, скорее всего, смотрели, Саурона помните, зачем напрягаться и вводить в сюжет какого-то другого злодея?). Со временем почти все следы пребывания орков в Средиземье пропадают, но эльфы остаются.
Почему эльфы в сериале не уплывают из Средиземья обратно в райский Валинор, если ни проклятия, ни клятвы у них не было? Потому что их король им это запрещает (какой король может быть у эльфов Средиземья во Второй эпохе? Не задавайте себе такой вопрос. Сценаристам не просто было плевать на литературный канон – им плевать даже на свой сценарий. За две эпизода короля даже не назвали по имени, он просто – КОРОЛЬ). Почему Король запрещает эльфам уплыть? Потому что он Король. Он может такое запрещать.
Проблема в том, что таким образом построена абсолютно вся драматургия в «Кольцах власти». По ходу просмотра у зрителя будет возникать масса вопросов по поводу происходящего, но сериал будет отвечать на них лаконично – «потому что». Объяснений не будет. Вникать не надо. Искать логику и связь между событиями не стоит. Наслаждайтесь картинкой, ведь для этого все и затевалось.
Там, где вакуум требовалось заполнить хоть чем-то, в ход шли привычные и известные штампы. Галадриэль в сериале выглядит так, словно плохой полицейский с ПТСР, который крушит все вокруг – от врагов до отношений с собратьями – и не может остановиться. Сценаристы, конечно, имеют право на такую трактовку – проблема в том, что, описав самым скомканным образом предысторию персонажа, они не создали образ, в который можно поверить.
Да и в целом двух главных героев-эльфов – Галадриэль и Арондира – играют актеры-бревна. Морвет Кларк умеет хмуриться исподлобья, демонстрируя точеные черты лица. Исмаэль Крус Кордова и вовсе смотрит на мир какими-то пустыми глазами. Получив сценарий, полный штампов, они и играют соответственно – выдавая только скучные, серые, посредственные поведенческие штампы. Пожалуй, только Маркелла Кавена (хоббит Нора Брэндифут) здесь старается представить своего персонажа хоть немного интересным – но видно, что слишком многое в ее образе сценаристы позаимствовали у Фродо и Бильбо.
Многие критики отмечают, что сериал получился необычайно красивым и зрелищным – чувствуется, что на него действительно затрачено много денег, а кадры захватывают дух. У Amazon нет типичных проблем, с которыми встречается Netflix, когда почти все действие зажато в тесных локациях – тут и правда чувствуется простор. С другой стороны, после сериала фильмы Питера Джексона хочется вспомнить с теплом. И дело тут не в том, что они куда бережнее относились к первоисточнику. Просто Питер Джексон использовал по большей части практические эффекты, работая с масштабом, перспективой и физическими объектами. Поэтому его фильмы на большом экране все еще смотрятся хорошо. Сериал же использует много компьютерной графики, а потому весь его красочный и зрелищный визуал окажется чудовищно устаревшим уже через пару-тройку лет.
Но куда большая проблема заключается в том, что, уделяя время красивой картинке, авторы за два эпизода не показали почти никаких действий. Вы без проблем вспомните, что показали в первых двух эпизодах «Дома дракона», «Песочного человека» или даже «Ведьмака», но что происходило в первых двух эпизодах «Колец власти»? Сказать точно трудно, потому что событий и драматических конфликтов в первых сериях почти нет, а цепляющих – нет совсем.
Amazon каким-то чудом снял не только самый дорогой, но и, возможно, самый тягомотный, унылый и попросту скучный сериал в истории. Если вы соберетесь посмотреть его в компании друзей, то неожиданно для себя уже минут через двадцать выясните, что куда интереснее остановиться, чтобы отвлечься буквально на что угодно – например, вы можете решить обсудить книги Толкина, преимущества и недостатки отечественных аналогов «Кока-колы», поиск ортопеда, гастроэнтеролога и психотерапевта, методики кормления диких белок в лесопарках... К «Кольцам власти» вам не захочется возвращаться уже никогда.
Павел Соломатин, InterMedia
«Морозко», «Приключения Электроника» и «Два капитана» названы лучшими фильмами для просмотра с детьми
В преддверии Международного дня защиты детей телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» провёл опрос на тему, какие советские фильмы россияне точно посмотрят вместе с детьми. Для составления опроса редакция канала попросила зрителей посоветовать фильмы для трёх возрастных групп: 5–7, 8–12 и 13–16 лет. Затем отобрала десять популярных ответов в каждой категории и запустила голосование в социальных сетях.
Топ-5 обязательных советских картин для просмотра с детьми 5–7 лет выглядит так:
1. «Морозко» (1964) — 55%.
2. «Приключения Буратино» (1975) — 51%.
3. «Сказка о потерянном времени» (1964) — 41%.
4. «Королевство кривых зеркал» (1963) — 36%.
5. «Золушка» (1947) — 33%.
Родители дошколят и первоклашек в первую очередь посмотрят с ними картину Александра Роу «Морозко» (55%). Снежная сказка, снятая в лесах Кольского полуострова, получила главный приз Венецианского фестиваля в программе детских и юношеских фильмов и подарила зрителям поистине культовые образы. Александр Хвыля, исполнитель роли Морозко, после выхода фильма стал главным Дедом Морозом страны и много лет радовал детей на кремлёвских ёлках. А Георгий Милляр, сыгравший Бабу-ягу, перевоплощался в неё ещё в нескольких картинах и считается лучшей Бабой-ягой Советского Союза.
Топ-5 обязательных советских картин для просмотра с детьми 8–12 лет выглядит так:
1. «Приключения Электроника» (1979) — 67%.
2. «Гостья из будущего» (1984) — 54%.
3. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964) — 50%.
4. «Мэри Поппинс, до свидания» (1983) — 48%.
5. «Кортик» (1973), «Бронзовая птица» (1974) — 41%.
Для просмотра с детьми 8–12 лет респонденты чаще всего выбирали «Приключения Электроника» (67%). Музыкальная картина Константина Бромберга, состоящая из трёх серий, вышла на телевидении в 1980 году и практически сразу стала одним из самых популярных детских художественных фильмов отечественного кинематографа. Песни Юрия Энтина и Евгения Крылатова знали наизусть все советские дети. «Крылатые качели», «Это знает всякий», «Мы маленькие дети» и другие шлягеры выпускались на пластинках большими тиражами непрерывно до 1991 года.
Топ-5 обязательных советских картин для просмотра с детьми 13–16 лет выглядит так:
1. «Два капитана» (1976) — 62%.
2. «Вам и не снилось…» (1980) — 52%.
3. «Завтра была война» (1987) — 50%.
4. «Доживём до понедельника» (1968)— 49%.
5. «Розыгрыш» (1976) — 43%.
Лидером топа в этой возрастной категории стал сериал Евгения Карелова «Два капитана». Его советуют к просмотру с подростками и старшими школьниками 62% россиян. Поначалу режиссёра отговаривали, ведь хорошая экранизация популярного приключенческого романа Вениамина Каверина на тот момент уже была. Отстоял задумку сам писатель. Ему понравилась идея шестисерийной адаптации: так получится точнее перенести сюжет книги на экран.
Опрос проводился в социальных сетях телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция». В нём приняло участие 3 850 человек
Лучшие роли Анастасии Заворотнюк
Прощание с Анастасией Заворотнюк проходит в Москве 1 июня 2024 года. Gazetametro.ru вспоминает лучшие роли актрисы.
«Машенька» (1991)
Свою первую роль в кино Анастасия Заворотнюк сыграла, когда ей было 20 лет, в фильме "Машенька". Это экранизация одноимённого произведения Владимира Набокова, написанного им в Берлине в 1926 году. По сюжету главный герой Ганин в эмиграции вспоминает о своей первой любви к нежной и чистой девушке Машеньке.
Тогда ещё студентка Школы-студии МХАТ в своём первом интервью в карьере признавалась, что мечтала сыграть именно набоковскую Машеньку и даже проигрывала эту роль у себя в голове ещё до того, как ей предложили сняться в этом фильме.
Сериал «Моя прекрасная няня» (2004–2008)
Сериал, который стал адаптацией западного аналога, произвёл в своё время настоящий фурор и прославил Анастасию Заворотнюк, исполнившую роль неунывающей няни Вики Прутковской, приехавшей в Москву из Мариуполя за счастьем. Актриса про этот сериал ничего не слышала и не знала до того момента, когда ей позвонили продюсеры и предложили роль. Характерный украинский акцент, как признавалась Заворотнюк, она позаимствовала у коллеги по театру Олега Табакова и долго над ним работала. Цитаты няни Вики ушли в народ и даже её знаменитая походка "тыщ-тыдыдыщ".
«Код апокалипсиса» (2007)
Образ няни Вики крепко "приклеился" к Анастасии Заворотнюк, но она доказывала, что прекрасно смотрится не только в комедийном и романтическом амплуа. В 2007 году актриса сыграла суперагента под прикрытием в боевике, где её партнёрами стали Венсан Перес, Владимир Меньшов и Алексей Серебряков. По сюжету лучшие агенты ФСБ и ЦРУ пытались противостоять террористу, укравшему четыре ядерные боеголовки.
«Наследник» (2002)
В этом фильме Анастасия Заворотнюк сыграла в 22 года, когда ещё была начинающей актрисой, но картина почти 10 лет была в производстве и вышла только в 2002 году. Фильм рассказывает о бывшем секретаре обкома, который решил восстановить храм, хотя сам же когда-то и приказал его снести. У актрисы здесь эпизодическая роль, но запоминающаяся. Она играет дочку священника, которая приглянулась наследнику, сыну главного героя.
«Мамы» (2012)
В киноальманахе от студии братьев Андреасян Анастасия Заворотнюк исполнила роль телеведущей утреннего шоу Надежды Пушкарёвой, у которой на работе выдался неудачный день и которая получает поздравление от своего сына в эфире программы. К этой же роли актриса вернулась в продолжении картины – "Мамы 3".
Александр Дьяченко познает «Закон тайги»
Премьера сериала «Закон тайги» состоится на Пятом канале 2 июня 2024 года. Главную роль исполнил Александр Дьяченко.
Его герой Николай Устюжанин – полковник военной контрразведки. Из-за проваленной операции его отстраняют от работы в органах. Старый друг и сослуживец приглашает Николая возглавить лесное хозяйство в глухом приграничном районе. По дороге в лесничество неизвестные в масках совершают нападение на автомобиль главы района. Устюжанин понимает, что скучно ему тут не будет.
- Он же ведь охраняет лесные массивы нашей родины. А там же, чего только не происходит в этом лесу, - объясняет Александр Дьяченко. – Мой герой доходит от одной стены дома до другой и уже обязательно ввязывается в какую-то схватку со злом.
Должность местного лесничего в районе считается в прямом смысле расстрельной. Некоторые предшественники Устюжанина были убиты или бесследно исчезли. Полковнику придется столкнуться с браконьерами, незаконным предпринимательством, контрабандистами, черными копателями и коррупционерами в органах власти.
Появление нового человека в маленьком городе – всегда новость. Особенно, если это свободный мужчина. Поэтому дамы начнут охоту за его сердцем. Но это непростая задача.
- Я бы тоже ничего не имел против девушек, но мне сложно в них разобраться, - говорит Дьяченко. В поиске той самой единственной не хотелось бы потерять себя. Поэтому «идти по рукам» мой герой не намерен.
Показ в 12.15.