Билли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамой

«Сандэнс-2022»: 8 лучших документальных фильмов фестиваля

постер к фильму

Кинофестиваль американского независимого кино «Сандэнс» прошёл с 20 по 30 января 2022 года. О его ходе и самых громких премьерах мы писали отдельные большие рецензии, а теперь пришло время рассказать о более нишевых, но от этого не менее значимых и качественных работах, разбросанных по множеству секций смотра.

Наша первая подборка посвящена документальным фильмам. «Сандэнс» славится сильнейшим отбором документального кино, который порой затмевает и Каннский и даже профильные, ориентированные на чистый нон-фикшен, фестивали (такие как голландский IDFA). Мы отобрали для вас восемь примеров отличной документалистики, среди которых уже есть призёры, а некоторые из них имеют большие шансы добраться в следующем году и до «Оскара». Так что советуем уже брать на вооружение следующие картины:

«Всё, что дышит» / All That Breathes

Режиссёр – Шонак Сен

Конкурс мирового документального кино

Победитель секции мирового документального кино, индийская лента «Всё, что дышит», переносит зрителя в Нью-Дели и окунает его в дисгармонию между человеком и животным миром. В открывающихся ночных кадрах мы наблюдаем с отдачей камер National Geographic за бездомными собаками и полчищем крыс, обитающими практически бок о бок с населением индийской столицы. Дальше больше – свиньи, белки, кошки, лошади: всё это часть городского ландшафта, превратившегося из-за обильного загрязнения окружающей среды человеком в царство грязи и мусора. Тяжелее всего бороздящим это загрязнённое небо и замертво падающим оттуда чёрным коршунам, которым документальный фильм Шонака Сена как раз и посвящён.

Братья Сауд и Надим всю свою жизнь заботятся и оберегают как вид чёрных коршунов. Мусульмане верят, что когда ты подбрасываешь птицам в воздух пищу, вместе с ней коршуны поедают и все твои проблемы. Фильм точно с такой же сакральной бережностью документирует в стиле синема-верите будни братьев-ветеринаров: вот они кормят стаю из своего приюта на крыше, вот спасательная операция через реку, где по другой берег упала раненая птица, вот мы наблюдаем за попыткой восстановить крыло с помощью хирургического вмешательства, а вот братья купают новорождённого птенца. Тон у фильма лиричный и успокаивающий, при этом общая картина вырисовывается не самая радужная: человечество всё меньше и меньше думает о природе, что ни к чему хорошему явно не приведёт. Пожалуй, самый говорящий эпизод фильма, это когда операторский фокус с репортажа о насилии плавно переходит на марко-съёмку дисциплинированно шагающих одной колонной муравьёв.


«Огонь любви» / Fire of Love

Режиссёр – Сара Доса

Конкурс американского документального кино

«Огонь любви» Сары Досы – это настоящая жемчужина американского документального конкурса и совершенно точно один из самых красивых доков, что вы могли видеть в своей жизни. Перед нами история двух французских вулканологов Кати и Мауриса Краффтов, погибших в 1991 году во время извержения вулкана в Японии. Но до этого трагического дня пара наснимала огромное количество совершенно невообразимого материала со всего мира, проникнутого духом приключений и настоящей одержимостью к делу всей их жизни.

Завораживающей красоты кино Сары Досы о любовном треугольнике между супругами-учёными и вулканами снято в чудесной традиции новой французской волны (сразу вспоминаются Ален Рене, Йонас Мекас, Аньес Варда). Получилось поэтично, увлекательно, возвышенно, и вы точно такого видеоряда больше нигде не увидите (даже у Вернера Херцога!).


«Райотсвилль, США» / Riotsville, USA

Режиссёр – Сьерра Петтенджилл

СекцияNext

Ещё одна титаническая работа по сбору материала видна в документальной ленте из секции NEXT «Райотсвилль, США» (можно было бы перевести как «Бунтвилль», но речь идёт о реальном географическом объекте). Картина Сьерры Петтенджилл полностью монтажная, в ней нет «говорящих голов», только бережная компиляция архивных видео, превращённых в говорящий сам за себя документ времени.

В конце 60-х по Америке прокатилась волна серьёзных уличных беспорядков, ставших реакцией, естественно, на события во Вьетнаме. Тогда правительство с лёгкой руки президента Джонсона подняло финансирование полиции и поручило создать целые города-симуляции (эдакие Догвилли), в которых вооружённая до зубов армия будет учиться быстро и эффективно подавлять народные восстания. Поскольку инициатива была государственная, и лично Линдон Джонсон ею очень сильно гордился, всю хронику тренировок охотно снимали и транслировали на телевидении. Именно поэтому сохранилось большое количество материала о нескольких таких «Райотсвиллях», каждый из которых, что примечательно, ещё и был назван в честь показательных людей: один именем держателя рабской плантации, другой – в честь генерала и члена ККК.

В этих декорациях маленького города, прямо как на киностудии, разыгрывались всевозможные сюжеты: и так называемое «восстание на почве подстрекательства чернокожих активистов», и «снайперский сценарий», и купирование акта домашнего насилия. Режиссёр Сьерра Петтенджилл переносит нас в первый рад зрительской трибуны, которая располагалась в каждой такой гипсокартонной симуляции и была заполнена хлопающими, улыбающимися генералами, что наблюдали за вполне себе жёстким обращением с чернокожими добровольцами, как будто смотрели эпизод любимого ситкома. Хотя на самом деле всё это имело ту же пропагандистскую силу, что и «Рождение нации» Гриффита: военным, полиции, особенно новобранцам и обычным американским обывателям у телевизоров по всей стране прививали самые что ни на есть расистские, антигуманные ценности, чтобы, так сказать, неповадно было. Зрелище, конечно, исключительное.


«Принцесса» / The Princess

Режиссёр – Эд Перкинс

Секция «Премьеры»

На закуску всем, кому не хватило «Спенсер» Пабло Ларраина, на «Сандэнсе» показали документальный фильм о жизни принцессы Дианы. Примечателен он в первую очередь автором: это дебют в жанре документального кино режиссёра инди-хорроров Оза Перкинса, снявшего такие работы, как «Гретель и Гензель», «Я прелесть, живущая дома» и «Февраль». В «Принцессе» из ужасов только хорошо известные – трагичная судьба Дианы, тщательно собранная из архивных видео и аудиозаписей. Акцент в фильме делается на том, как принцесса Уэльская стала символом одновременно разлада и ослабления британской монархии и символом деструктивной мощи средств массовой информации, не дававших бедной девушке даже спокойно сделать глоток воздуха. Всем, кто смотрел «Корону» и «Спенсер», в «Принцессе» будут трудно найти для себя что-то новое. Пусть Перкинс всё же вполне успешно дебютировал в нон-фикшене, но всё же после просмотра этого фильма в голове только одна мысль: пора на какое-то время оставить бедную Диану в покое.


«Навальный» / Navalny

Режиссёр – Дэниэл Роэр

Конкурс американского документального кино

У организаторов кинофестиваля «Сандэнс» есть традиция – ближе к концу каждого смотра анонсировать секретный показ фильма, который держат в тайне до самого последнего момента. В доковидные годы так состоялись премьеры картин «Прочь» Джордана Пила, «Талли» Джейсона Райтмана и «Эдди «Орел»» с Тэроном Эджертоном и Хью Джекманом. В 2022-м таким сюрпризом стал документальный фильм Дэниэла Роэра про Алексея Навального, который сейчас находится в тюрьме и, скорее всего, ещё не скоро сможет оценить историю о себе.

Фильм «Навальный» охватывает небольшой отрезок времени – начиная с событий в августе 2020 года на борту самолёта, летящего из Сибири, и до реабилитации в Германии и возвращения в Россию. Минимум скачков во времени, никаких рассказов о детстве и становлении как личности, никаких пересказов страниц из «Википедии»: только линейное повествование, разворачивающееся в лучших традициях политических триллеров и драм о журналистских расследованиях – таких как «Вся президентская рать» Алана Пакулы или «В центре внимания» Тома МакКарти. Продолжение рецензии.


«Потомок» / Descendant

Режиссёр – Маргарет Браун

Конкурс американского документального кино

В 1808 году в Америке отменили торговлю рабами. Тем не менее, она продолжалась вплоть до 1865 года. Последний корабль с африканскими рабами на борту причалил на побережье Алабамы в 1860 году, но останки его были до сих пор не найдены. Потомки этих насильно привезённых в страну иммигрантов на том же месте основали небольшой город под названием Африкатаун, который не просто сохранился до этих дней, но и даже процветает. Режиссёр Маргарет Браун в своём антропологическом документальном фильме размышляет о субъективизации истории – почему одни и те же события у разных людей сохраняются в голове по-разному и как память противоречит научным доказательствам.

Перед нами не только портрет целой общины потомков незаконно ввезенных рабов, но ещё и фильм-расследование, что же на самом деле случилось с «Клотильдой», тем самым последним кораблём? И когда его останки с множественными документами времени всё же удаётся отыскать, кино Маргарет Браун превращается в манифест – насколько важно, чтобы каждый народ и каждая нация осознанно подходили к своей истории, даже если эта история столь болезненна, как у потомков основателей Африкатауна.


«Тантура» / Tantura

Режиссёр – Алон Шварц

Конкурс мирового документального кино

Мировая документальная секция открылась израильской лентой «Тантура», которая стараниями режиссёра Алона Шварца из сотен часов архивных аудиозаписей превратилась в полноценное кино о всё ещё больном военном конфликте между Израилем и Палестиной. В 1948 году Палестина отделилась от Израиля по решению ООН, но арабы с этим решением не согласились, и началась печально известная Арабо-Израильская война. Одни, евреи, называли её войной за независимость, а другие, арабы и сами палестинцы, «аль накба», то есть катастрофой.

Алон Шварц пытается разобраться в этимологии такого различия на примере крохотного поселения Тантура, в котором, как он обнаружил, в 1948-м произошла страшная резня, намеренно стёртая из учебников истории. Чудесным образом ему удалось застать четырёх ещё живых свидетелей того времени, интервью с которыми режиссёр разбавляет записанными ещё в 90-х годах комментариями военных по обе стороны баррикад. Подача Шварца, может быть, немного суховата, однако важность поднимаемой темы и проделанная работа по сбору материалов достойны уважения.


«Территория» / The Territory

Режиссёр – Алекс Притц

Конкурс мирового документального кино

Индейцы с фонетически непростым для русского человека названием Uru-eu-wau-wau с момента первого контакта с людьми, решившими освоить дикие бразильские земли, вынуждены вести ожесточённую борьбу за свои родные земли. Сейчас конфликт обострился как никогда раньше: преследующий правые взгляды президент Бразилии запустил программу дефорестации, буквально силой заставляя индейцев мигрировать из родных краёв туда, где лес ещё цел.

Режиссёр Алекс Притц в своём полнометражном дебюте фокусируется на отношениях человека с природой и окунается с головой в самое пекло конфликта, разгоревшегося на бразильских землях. С настоящей журналисткой отвагой и при этом кинематографичной поэтичностью (порой «Территорию» не отличить от игрового кино, настолько всё аутентично снято) Притц, продолжая традиции ещё одного бесстрашного американского документалиста Мэттью Хейнемана, снимает в трёхмерном режиме. Он уделяет достаточно времени быту и традициям индейского племени, документирует хронику опасных для жизни будней эко-активистов, пытающихся отстоять права индейцев на их же землю (абсурд!), и также мы оказываемся и во вражеском лагере, где местные браконьеры-лесорубы уничтожают лес в целях наживы. Фильм, продюсером у которого выступает Даррен Аронофски, получился одинаково зрелищным, впечатляющим образцом кинематографа и сильным публицистическим высказыванием, побуждающим к действию.

Вадим Богданов, InterMedia

Актеры и операторы стали самыми высокооплачиваемыми в российском кино

Анастасия Пожидаева

Онлайн-кинотеатр «Кинопоиск» и Московская школа кино (МШК) представили исследование о зарплатах в сфере российского производства. В исследовании приняли участие 130 профессионалов, ответивших на вопросы о заработке в их специальностях, что дало возможность выяснять, сколько зарабатывают представители 10 кинопрофессий. Опрос проходил с августа 2023 по май 2024 года. Дополнительно в исследование включили данные из открытых источников, Межрегионального профсоюза кинематографистов и документы со ставками от продюсеров и продакшенов, которые они используют для бюджетирования и расчётов гонораров.

Самыми высокооплачиваемыми (если рассматривать сдельную систему оплаты) оказались актёры, операторы и сценаристы. Только часть профессий в киноиндустрии предлагает стабильную систему оплаты: так, сценаристы чаще работают по контракту, VFX-художники получают фиксированную зарплату от студий, в которых они работают, а вторые режиссёры меньше зависят от производственных турбулентностей, поскольку занимаются координацией съёмочного процесса. Размер гонорара во всех кинопрофессиях зависит от количества успешных фильмов в портфолио и репутации в индустрии, особенно для режиссёров и продюсеров. Собеседники-актёры сообщали, что на их доходы также влияют медийность, работа агента и востребованность актёрского типажа.

Многие участники опроса отмечали дефицит квалифицированных специалистов в их сфере, например, среди VFX-художников или кинокомпозиторов, при этом для большинства начинающих специалистов поиск постоянной работы оказывается затруднительным.

На текущий момент в России не существует устойчивых и влиятельных организаций, которые бы занимались материальной защитой и благополучием работников, несмотря на множество гильдий и отраслевых организаций. Как отмечает кандидат экономических наук и сопредседательница Межрегионального профсоюза кинематографистов Ксения Леонтьева, «профсоюзы в России играют крайне слабую роль и занимают довольно маргинальное положение».

-Наши профсоюзы не могут выступать в переговорной позиции, чтобы устроить забастовку и потребовать всё, что причитается работникам по трудовому кодексу, - говорит она.

- Важно понять, что генеральный продюсер — не тот человек, которого нанимают на проект и который получает зарплату, - рассказал продюсер Михаил Врубель. - Это предприниматель, который сам запускает проект и определяет, сколько он будет себе платить и где откажется от своих денег. То есть если у тебя провалились последние проекты, то ты сам решаешь, можешь ли собрать деньги на ещё один, есть ли у тебя возможность убедить инвесторов и нести риски. Поэтому продюсер — самая прибыльная и самая убыточная профессия, в отличие от актёров, режиссёров, сценаристов, у которых нет финансовых рисков. Каким бы ни был фильм, они получат свой гонорар.

- Есть масса примеров, когда после кассового провала и невероятного антихайпа вокруг фильма, режиссёр тут же продолжает снимать с теми же бюджетами, - уверен режиссер Александр Хант. - Не знаю случаев, когда неудачи приводили к резкому падению гонорара и статуса режиссёра или даже к уходу из профессии. Ощущение, что индустрия работает по принципу: если человек прошёл через сложное производство с высоким бюджетом, неважно, провалил он или нет, значит, ему можно доверить картину, так как у него есть опыт высокобюджетного проекта.

Сколько зарабатывают в российском кино в месяц*:

Актёры — от 100 тысяч до 2 миллионов рублей;

Операторы — в среднем от 500 тысяч до 1,2 миллиона;

Художник-постановщик — от 400 до 800 тысяч;

Режиссёры монтажа — в среднем от 250 до 400 тысяч;

Сценаристы — в среднем 300 тысяч;

Продюсеры — от 150 до 600 тысяч;

Звукорежиссёры — от 150 до 300 тысяч;ч

Режиссёры — от 100 до 350 тысяч;

VFX-специалисты — от 80 до 230 тысяч;

Композиторы — от 30 до 500 тысяч.

*В выборке выше представлены данные о гонорарах линейных, исполнительных, креативных продюсеров, заработок генеральных продюсеров не учитывается. Были учтены гонорары незвёздных режиссёров (без больших кассовых или онлайн-хитов в фильмографии). Режиссёрам-постановщикам и вторым режиссёрам платят за проект, не учитывая длительность работы и неоплачиваемые переработки, поэтому их заработок за месяц может быть ниже, чем у других кинематографистов.

Источник: Кинопоиск Фото: Анастасия Пожидаева
Теги: исследование, зарплата, заработок, российское кино
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Унесенные призраками» снова выйдут в повторный российский прокат

кадр из мультфильма

Легендарный анимационный фильм «Унесенные призраками» Хаяо Миядзаки выпустит в повторный российский прокат 20 июня 2024 года кинокомпания Russian World Vision.

«Унесенные призраками» - это захватывающая сказка о приключениях школьницы Тихиро в мире духов и призраков, которая стала хитом в японском и мировом прокате. По сюжету, Тихиро с мамой и папой переезжает в новый дом. Заблудившись по дороге, они оказываются в странном пустынном городе, где их ждет великолепный пир. Родители с жадностью набрасываются на еду и к ужасу девочки превращаются в свиней, став пленниками злой колдуньи Юбабы. Теперь, оказавшись одна среди волшебных существ и загадочных видений, Тихиро должна придумать, как избавить своих родителей от чар коварной старухи.

Картина стала первым в истории аниме, номинированным на «Оскар» и получившем его в 2003 году, а также в 2002-м была удостоена главного приза Берлинского кинофестиваля.

«ИнтерМедиа» напоминает, что «Унесённые призраками» уже выходили в повторный российский прокат в 2021 году – к 20-летию премьеры фильма.

Сергей Горошко оценил влияние Павла Дурова на образ злодея из «Майора Грома»

кадр из фильма

Сергей Горошко порассуждал о сходстве его героя в фильме «Майор Гром. Игра» с создателем «ВКонтакте» Павлом Дуровым. В продолжении франшизы Горошко играет Сергея Разумовского — антагониста заглавного персонажа.

- Зритель действительно может увидеть сходство с Дуровым, который основал знаменитую соцсеть, - признал в интервью Газете.ру Сергей Горошко. - Но я не ориентировался на его образ при подготовке к роли.

Актер не вполне согласился с тем, что в сериале «Калимба» он тоже сыграли «нехорошего» персонажа:

- Я раньше всегда отвечал «да» на этот вопрос, а потом подумал — а кто хороший-то? Человек сплетен из плохих и хороших поступков. Есть поступки, о которых потом думаешь: «Господи, какой же я был дурак!» Я считаю, что нет плохих людей, есть обстоятельства.

Параллельно Сергей Горошко занимается развитием музыкальной карьеры, имея за плечами опыт игры на барабанах.

- У меня группа Chili Cheese — это ребята, с которыми мы играли еще до моего отъезда в Питер в 2016 году, - говорит он. - У нас уже было концертов пять-шесть, сейчас записывается альбом, летом будет тур.

Напоминаем, что зрительская премьера фильма «Майор Гром: Игра» состоится 22 мая 2024 года в киноцентре «Октябрь». После показа состоится обсуждение картины с создателями Вселенной Bubble и кинотрилогии про Майора Грома. В прокат лента выйдет днем позже.

Источник: Газета.ру Фото: кадр из фильма "Майор Гром: Чумной доктор"
Теги: цитаты, Майор Гром, Сергей Горошко
β 16+